В Галерее Центральной городской библиотеке работает выставка калининградских фотографов,  ставшая итогом проекта «Инородное тело», посвященного Балтийской  косе. Фотографии разных авторов, разных стилей объединены общей концепцией, и в совокупности призывают задуматься об этом удивительном уголке Калининградской области, его уникальности и месте человека в экосистеме косы. Кто он: друг, враг или инородное тело?

Концептуальная фотография — это оригинальный жанр фотоискусства, где основную роль играет общая идея фото, акцентирующая своё внимание на какой-то проблеме. В этом жанровом виде фотограф выражает своё миропонимание, внутренний мир, чувства, идеи.

Проект «Инородное тело» начался в январе 2021 года. Участники Калининградского фотоклуба отправились на Балтийскую косу, которая, по их мнению, является самым загадочным и отстранённым местом региона. Это была художественная практика, направлена на взаимодействие фотографа и окружающей среды, ландшафта, в котором осуществляется человеческая деятельность. Погрузившись в атмосферу Балтийской косы, фотографы попытались отыскать «инородное тело», обращаясь к этому понятию, как феномену сего места.  А что такое то самое «Инородное тело»? Каждый фотограф понял по-своему.

Нина Михеева увидела в Балтийской косе «живой организм с энергией питающей человека. Человек искромсал тело этого организма и напичкал всякими чуждыми ему предметами, чтобы высвободить эту энергию и стать сильнее, тем самым оборвав связь с природой и став разрушителем. Следы этого повсюду…»

Максим Хлызов уверен,  что «Балтийская коса — удивительное место, полное тайн…», он работает с формой «инородного тела». Может ли быть инородный предмет правильной формы? Есть ли у него форма вообще?  И если это геометрическая фигура, что это может сказать о нем?

Елена Зеленская обратила внимание на «следы немецкого военного прошлого» этого места, она говорит «Балтийская коса для меня — памятник уходящему…», с сожалением подчеркивая, что «любые другие проявления жизнедеятельности человека в этом месте — носят в себе черты инородного тела».

Александр Пожидаев: «Инородное тело —  предмет, попавший извне в организм и задержавшийся в тканях, органах или полостях тела».

Николай Харченко рассуждает на тему инородности и места,  задается риторическими вопросами, на которые, как известно, невозможно найти ответы. «Инородное тело… Сложно сказать, что здесь не на своем месте. Клочок суши посреди воды? Следы человека и человечества в лесах и дюнах? Может быть немецкая архитектура в современной реальности? Или наоборот наше время инородно в старинных зданиях? А если это мы — инородные тела, приплывающие на пароме в прошлое?»

Виктория Багуцкая сравнивает Балтийскую косу с Зоной Посещения из книги «Пикник на обочине» братьев Стругацких. «Раньше любила тут бывать… Сейчас бываю редко, а если и приезжаю, то предпочитаю природную часть, вытесняя теневую сторону, на которую и смотреть-то больно… Инородное тело? Как применить это понятие к Балткосе? Быть может, все, что здесь находится, включая людей, и есть инородное тело? Дико смотрятся обрубки проводов, торчащие из дюны, и останки машин, и следы колес на пляже. А сосны, пушистые сосны везде тут прекрасны, даже если выросли не там, где надо, а просто, где пришлось».

Ника Шелкова говорит: «В течении всей моей жизни я переезжаю с места на место и ощущение инородного тела мне знакомо. Инородность в вещах разбросанных в пространстве, собранных с разных времен, но обладающих памятью. Если говорить про Балтийскую косу, здесь каждый предмет не на своем месте, но от этого он становится самостоятельным объектом и начинает жить своей жизнью.

Для Владислава Беляева нахождение на Балтийской косе рождает поэтическое инородное: «Нет памяти, нет чувств, нет души… Есть время старящее и разъедающее… Есть еще что-то, живое, вырывающее из недр песка своим стволом и постепенно поднимающее. К небу. к солнцу… да, еще и этот снег… Оно здесь ни к месту, оно чужое… Но оно здесь».

Юлия Горбунова работает с рядом ассоциаций, говорит, что «первая ассоциация, которая возникает у меня при словосочетании «инородное тело» — это заноза. Каждый из нас когда-то цеплял занозу в палец или руку, но если ее не удалить получится нарыв и загноение, поэтому необходимо обработать пораженный участок и избавиться от занозы. Пребывая на Балтийской косе, складывается ощущение, что на этом небольшом участке суши очень много заноз. Начиная от заборных столбов и заканчивая разрушающимися ангарами».

На открытие выставки приехали её авторы, в том числе и куратор проекта Юлия Горбунова, хорошо знакомая черняховцам, — совсем недавно Юлия жила в нашем городе и занималась в фотоклубе «Ракурс». Фотографы рассказали о своём видении инородности, работе над смыслами проекта, отношении к Балтийской косе.

Большая часть съемок проекта проходила зимой. На встрече прозвучали «зимние» стихи Ирины Гусаровой в авторском исполнении, атмосферная музыка, были продемонстрированы репортажные фотографии с фотосъемки, работы, не вошедшие в экспозицию.

Выставочный сектор отдела обслуживания приглашает всех желающих на индивидуальные и групповые экскурсии на выставку. В помощь посетителям участники проекта издали буклет, который поможет понять общую концепцию и индивидуальное видение каждого автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *