Центральная городская библиотека находится в самом центре Черняховска (до 1946 года Инстербурга) — города с многовековой историей, связанного с множеством крупнейших исторических событий, прославленного выдающими жителями, украшенного замечательными памятниками архитектуры.

Город был основан в 1336 г. по приказу магистра Тевтонского ордена Дитриха фон Альтенбурга как крепость, которая должна была служить исходным пунктом походов на литовцев. Замок был основан на месте разрушенного в 1256г. языческого городища Унзатрапис. Крепость сначала строилась из дубовых бревен, потом её заменили каменной, тем не менее и ее дважды разрушали: сначала литовцы (1347), потом поляки (1457).

Гражданское население стало селиться возле замка достаточно поздно: первые слободы торговцев и земледельцев упоминаются в 1466г. Причина столь малой непопулярности объяснима: замок постоянно находился в районе, которому угрожали военные действия. В 1525г. герцог Альбрехт секуляризует орденский замок и размещает там светскую канцелярию. В 1541г. призамковые поселения получили право организации ярмарок. В 1583г. Инстербург получает городские права: собственный суд, городской герб и печать. В 1590г. сильный пожар уничтожил 140 из 149 домов города. Не давал покоя жителям Инстербурга и XVII в., особенно его вторая половина, когда город осаждали, а потом и врывались в него, шведские, польско-литовские, крымско-татарские войска.

В начале XVIII в. его затронула эпидемия чумы, выкосив значительную часть населения.  Чтобы оживить город, король Фридрих Вильгельм I заселил его переселенцами из Зальцбурга и Швейцарии. В 1723 г. в город был переведен прусский придворный суд. Во время Семилетней войны, в 1758-1762гг., Инстербург находился под управлением русских войск. Наполеон, когда шел на Россию в 1812г., останавливался в городе. В 1828 и 1835гг. через Инстербург прошли имперские шоссейные дороги. В 1839 г. в городе прошел первый конный турнир. В 1860г. железная дорога связала Инстербург с Кенигсбергом. В 1864г. введено газовое освещение, в 1874г. появились мощеные тротуары, в 1899 г. – водопровод и канализация, в 1904 г. – электростанция.

В начале XX в. Инстербург превратился  в крупный железнодорожный узел, что стимулировало развитие промышленности. В 1902г. он стал городом окружного подчинения.

В Первую мировую войну, 5 сентября 1914г., на Альтер Маркт состоялся парад русских войск. В 1926 г. Инстербург стал вторым городом Германии, где появились троллейбусы. Тогда же открыт речной порт, построены крытый рынок, крупный комплекс для животноводческих аукционов, ипподром, где проходили международные турниры, стадион, бассейн. В 1935г. сооружены аэродром и новые казармы. Накануне Второй мировой войны в городе было 43200 жителей (без военных).

Сражения последней мировой войны нанесли городу серьезный урон. Сначала город сильно пострадал от налетов британской авиации в июле 1944г.; к этим разрушениям добавились раны, полученные при штурме города Красной армией, части которой взяли город 22 января 1945г.

7 сентября 1946г. город был переименован в память командующего 3-м Белорусским фронтом генерала армии и дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского (1906-1945), погибшего на прусской земле, под Мельзаком. В 1977г. перед городским вокзалом был поставлен бронзовый памятник самому молодому в Красной армии командующему фронтом работы скульптора Бориса Едунова.

 

Использованная литература:

Москвин, А.Г. Калининградская область. Притяжение янтарного края/ А.Г.Москвин, А.Сегеди. – М.: Вече, 2012. (Исторический путеводитель)

Архитектурные памятники Инстербурга: старые и современные фотографии, исторические справки, карта-схема / сост. Г.В. Каштанова-Ерофеева, И.В.Ерофеев.- Калининград : БалтПромо, 2011.