Указом Президента Российской Федерации 2023  год объявлен Годом педагога и наставника. Это решение принято с целью признания особого статуса представителей профессии.

О важности наставника в жизни каждого, на совещании с Президентом Владимиром Путиным, 24 января рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. «У каждого из нас есть пример человека, на которого мы стараемся равняться, – подчеркнул министр. – Хороший наставник, Учитель с большой буквы становится сегодня проводником в мир знаний и правды, правды о нашей великой стране, многонациональном народе, его исторических свершениях, традициях и главных ценностях».

Библиотека в свою очередь делает всё, чтобы престиж  профессии педагога не угасал и не обесценивался, и запускает медиапроект «Спасибо, учитель!».

Мы предлагаем жителям нашего города и области написать о своём любимом учителе, наставнике, тренере, человеке, который положительно повлиял на вашу жизнь. Отправляйте свои тексты куратору проекта, специалисту выставочной деятельности Бутенко Оксане Сергеевне (https://vk.com/id22818876 или oksfoto19@mail.ru ).

Да разве сердце позабудет

Того, кто хочет нам добра…

Н.Н. Добронравов

Николай Федосеевич Стрюк

Природа щедро меня одарила хорошими людьми, встречающимися на жизненном пути. С теплотой и уважением я вспоминаю и о своих учителях. Ничипорчук Лина Ивановна, Салтанова Светлана Николаевна, Ильинкова Элеонора Николаевна, Юзвович Александр Анатольевич, Белякова Людмила Васильевна – их было много и  каждый оставил тёплые воспоминания о школьной юношеской поре.  Но в данном проекте я хочу написать о Стрюке Николае Федосеевиче.

Он 23 года в моей любимой первой школе проработал директором и учителем физики. Это глубоко интеллигентный, порядочный человек, имевший потрясающее чувство юмора. Я не особо любила физику, как вы можете подумать, больше я любила кружок скоростной радиотелеграфии  «Эфир», в который меня двенадцатилетнюю девчонку пригласил Николай Федосеевич. С большим удовольствием  с другими ребятами из школы мы изучали азбуку Морзе. Эти забавные точки  тире сливались в смыслы и тексты. Это был не просто писк, это были тексты и сообщения, которые мы учились разбирать. Помимо азбуки Морзе мы выходили в радиоэфир, используя свой голос. Как сейчас помню, сижу и говорю в рацию: «Я — Радио Киловатт Двойка Фёдор Василий Николай! Радио Киловатт Двойка Фёдор Василий Николай! Радио Киловатт Двойка Фёдор Василий Николай! Приём!». Каждая первая буква слова означала название коллективной радиостанции RK2FWN. Люди не только из нашей страны, но и из стран ближнего зарубежья ловили сигнал. Мы обменивались названиями радиостанций, знакомились, спрашивали о погоде. Непременно всю информации записывали в журнал, а после отправляли открытку радиолюбителя тем, с кем связались, а они присылали нам в ответ. В то время еще не было у нас интернета и социальных сетей. Это общение казалось фантастикой.

Уважаемый Николай Федосеевич, Вас  уже нет, но память о Вас жива. Спасибо Вам за фантастические радиоэфиры!

Автор — Оксана Бутенко, ведущий библиотекарь выставочного сектора Центральной городской библиотеки им. А.А. Лунина.

Фотограф Эдуард Крафт

В год педагога и наставника хочется рассказать про своего наставника в моем увлекательном хобби. Это Фотограф Эдуард Крафт —  профессионал с большой буквы и опытный наставник. Победитель многих международных конкурсов, имеет многолетний опыт работы в России и за рубежом. Специализация – коммерческая и рекламная фотосъемка.

  • QEP- квалифицированный европейский фотограф Сертификация Федерации Европейских профессиональных фотографов FEP
  • Член Ассоциации профессиональных фотографов Америки PPA (Professional Photographers of America)
  • Член Гильдии рекламных фотографов России и Союза фотохудожников России

В начале своего увлечения фотографией я постоянно искала в интернете обучающие уроки, и случайно наткнулась на  бесплатный вебинар Эдуарда по разбору фотографий (это было примерно в 2015 г.). Прослушав до этого множество обучающих уроков других авторов и пройдя несколько обучающих курсов,  услышав Эдуарда, я с первых минут поняла, что нашла своего учителя. Прошла обучение на трех его курсах и очень благодарна за его труд, профессионализм и душевные качества.

Не каждый профессионал своего дела может стать учителем, для этого нужны особые качества, такие как умение доступно объяснить сложный материал, зажечь новыми идеями и помочь  воплотить их в жизнь.  Эдуард учитель от бога, объясняет сложные вещи так, что невозможно не понять и всегда на примерах, что очень важно для усвоения материала. Видно, что очень любит свое дело и обладает большим практическим опытом, уроки построены очень грамотно и интересно, поэтому следующего урока ждешь с огромным интересом и желанием поскорее посмотреть и начать заниматься.  Немаловажно то,  что у него приятный голос, хорошая дикция, под его уроки не уснешь, (бывают такие бубнилы, что не хочется слушать, даже если интересный материал), а хочется прямо сейчас попытаться повторить то, что было показано на уроке.  Его работы всегда вдохновляют и удивляют, на которые смотришь с восхищением, а в мыслях крутится вопрос: — Как это снято, как так вообще возможно?  Эдуард не скрывает свои секреты мастерства, он щедро делится с учениками,  передает свой опыт и знания, любовь к искусству фотографии. Очень важно, что к каждому ученику применяется индивидуальный подход, проводит развернутый и корректный анализ фоторабот, даже если работа не очень получилась проведет разбор работы и укажет на ошибки так деликатно, чтобы не отбить желание снимать дальше.

Я очень рада, что в моей жизни произошла встреча с таким талантливым наставником,  он оставил глубокий след в моей жизни и моем творчестве, сумел зажечь огонь любви к фотографии и конкретно к натюрмортам! Всегда помню его советы, что для фотографа важна «насмотренность» и работа должна быть выполнена «чистенько», хоть это не всегда получается. Отношусь к Эдуарду с огромным уважением, большой теплотой и восхищением,  желаю ему неиссякаемой энергии и сил для продолжения своих обучающих курсов, ну и конечно же самых  талантливых и способных учеников.

Хочется пожелать всем, чтобы на нашем жизненном пути как можно чаще встречались такие наставники: мудрые, талантливые, креативные и дающие уверенность в своих силах.

АвторТатьяна Шруб, член фотоклуба «Ракурс», лауреат региональных, всероссийских и международных фотоконкурсов, участник фотопроектов и выставок.

Мария Михайловна Колесникова,  Лидия Митрофановна Белоусова, Людмила Михайловна Рябошапко, Екатерина Петровна Константинова — художники и преподаватели.

Сегодня хочу сказать огромное спасибо всем моим учителям, кто помогал мне совершенствоваться на протяжении многих лет и низкий Вам поклон!

В художественной школе с Марией Михайловной Колесниковой

Первым моим учителем в художественной школе была Мария Михайловна Колесникова в городе Шахты Ростовской области. Эта замечательная, добрая женщина, привила мне любовь к творчеству и направила меня на путь художника. С ней я научилась по-особому относиться к натюрмортам и полюбила их на всю жизнь!

Вторым этапом было училище, в котором была Белоусова Лидия Митрофановна, очень интересно вела уроки истории искусств. Училище мне помогло изучить шрифты, которые я как художник-оформитель использовала в своей деятельности.

Людмила Михайловна, Рябошапко с учениками (шестая справа).

Третьим этапом моей жизни был художественно-промышленный техникум в городе Калининграде. Там я получила бесценный опыт от чудесного педагога Людмилы Михайловны Рябошапко. Этот замечательный учитель научил меня создавать прекрасные росписи на шкатулках, матрёшках. Я прикоснулась к интересному процессу написания икон. Это был колоссальный труд и великолепный опыт!

Екатерина Петровна Константинова (шестая справа).

Четвёртым этапом был Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена в городе Санкт-Петербурге. Как же мне повезло с преподавателем по живописи. Екатерина Петровна Константинова, вела три года акварельную и масляную живопись. Она была куратором моего диплома, я была очень рада. И то, что я сейчас умею, это всё благодаря её труду!

Как же мне повезло с педагогами!

Ведь каждый из них вкладывал что-то своё и тот багаж знаний, который я имею сейчас, как фундамент закладывался каждым учителем в определённый этап моей жизни.

Юлия Владимировна Пономарчук с учениками

В конце концов, и я стала учителем!

Автор — Юлия Пономарчук, художник, член Союза акварелистов России, член Национального Союза Пастелистов России, преподаватель в Кадетском морском корпусе (г. Гусев)

Учитель русского языка и литературы школы №1 г. Нерчинска, Забайкальского края Рожкова Людмила Павловна

Ученица Лидия Полякова

«Унылая пора! Очей очарованье…». И вовсе не унылая, а яркая и радостная! Обожаю осень, и даже подражаю ей))) Мои волосы цвета «осень». А солнечные деньки ещё добавляют радости. Красота да и только! Вот, распустила волосы и вспомнила добрым словом свою любимую учительницу Людмилу Павловну, которая категорически запрещала девочкам приходить в школу с распущенными волосами. Однажды, в классе седьмом-восьмом я ослушалась и заявилась в класс краса неписаная с распущенной косой и сразу же об этом пожалела. Весь урок я стояла у доски и протирала доску после того, как Людмила Павловна закончит свое повествование))) Ко мне в этот день она обращалась не по имени и даже не по фамилии, а попросту — Русалка)))
«Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!»
Шутки шутками, а если искренне, помню, конечно же помню! И очень люблю! Спасибо Вам! И низкий поклон всем моим учителям за то, что воспитали во мне человека! А Людмиле Павловне особое спасибо за то, что прививала нам — подрастающим девочкам скромность и женственность в такие смутные для России-Матушки дни!

Автор — Лидия Полякова, читатель, поэт, мама

Людмила Николаевна Думитрашко

Людмила Николаевна крайняя слева в верхнем ряду

Школа…Это было так давно, кажется в прошлой жизни – 7 прекрасных лет в музыкальной школе г.Гусева.

Воспоминания  состоят из мимолетных моментов, кусочков образов, света и запаха, а, в основном, из отпечатавшихся в душе эмоций.
1 этаж, и ты попадаешь в святую святых…кругом слышны звуки различных инструментов: скрипка,пианино,домбра…..хоровое пение.

Помню тяжелые деревянные двойные входные двери,обитые рейкой и обновляющиеся малярами к каждому 1 сентября. Входишь,и тебя ждет шикарная лестница, такая светлая, гладкая, обтекаемая и удобная, гостеприимно приглашая всех на второй этаж.Помню, одно время над ней даже висели портреты великих композиторов…..Чайковский, Бородин, Бах, Гендель, Шопен.

Второй этаж – этаж, самый главный кабинет второго этажа — это приемная Рихарда Майера — самого лучшего прогрессивного директора, который преображал школу и держал престижный уровень из года в год, очень строгого, но вдохновляющего учителя и сильного музыканта……и вот мой кабинет специальности, в котором прошло моё 7 летние путешествие вместе с первым учителем Думитрашко Людмилой Николаевной.

Я выбрала фортепиано. Почему-то меня очень привлекал этот «великан» с его черно-белыми «зубами».  Да и мой первый инструмент мне подарил мой папа…сначала это было маленькое игрушечное пианино, но потом для меня привезли огромный инструмент чёрного цвета…пианино «Приморье». Отец первый, кто заметил мои способности к музыке, благодарю его всегда и вспоминаю его с нежностью и любовью.

На уроках специальности мы с Людмилой Николаевной подбирали песенки по слуху, писали ритмические рисунки к выученным стихам и песенкам, хлопали и топали под музыку, рисовали. Я открывала для себя удивительный мир звуков, фантазировала и мечтала. Уроки так быстро проходили, что иногда не хотелось уходить. Был ли на улице дождь или ярко светило солнце, но меня ужасно тянуло в то здание, под названием «Музыкальная школа».

Ещё,конечно, меня восхищали наряды моего педагога. Как девочка, я обращала внимание и на красиво уложенные волосы, и «вкусные» духи, и аккуратность во всём. Иногда мне доставалось по полной за невыученную аппликатуру и гаммы)).

Людмила Николаевна была в меру строга, но всегда гордилась моей игрой на зачётах и концертах. Благодаря ей, мой музыкальный репертуар опережал моих ровесников. Собственно поэтому я и поступила легко в педагогическое училище к лучшему педагогу Осадчему Валерию Павловичу!

Людмила Николаевна – вы мой первый, любимый учитель, который раскрыл глубину мира музыки для меня. Вас можно было слушать часами. Вы – удивительной красоты и чистоты женщина, вдохновляющая стать больше, чем мы есть… Помню всегда

ваша ученица Ирина Мороз. Сегодня автор приобрела новую профессию, в которой добилась успеха, но в Черняховске все помнят Ирину Штурмину как прекрасного преподавателя музыки.

Учитель русского языка и литературы Елена Сергеевна Савченко

На своём жизненном пути мы ежедневно встречаем новых людей. И все они чему-нибудь нас учат. Кто-то оставляет лишь легкий отпечаток, а кто-то формирует принципы и мировоззрение.

Школа – особый, важнейший этап в познании мира и своего места в нём. Мне посчастливилось учиться в Озёрской средней школе и закончить её 35 лет назад. Тогда моя школа казалась мне самым интересным местом на Земле. Подавляющее большинство учителей были настоящими профессионалами. И уж точно среди них не было равнодушных и безразличных к своей работе людей.

Учились мы по-разному. Но во внеурочное время жили на полную катушку. Спортивные секции на любой вкус: кружки, радиорубка, пионерские, комсомольские и трудовые лагеря, песни под гитару в походах, тимуровская работа, танцы, спектакли, выезды в подшефные колхозы, различные  соревнования с параллельными классами. Мне всегда с трудом давался русский язык и литература. Не было стремления от слова «совсем». Не сложились у нашего класса отношения с преподавателем. То ли устала она, то ли мы не вызывали у неё энтузиазма. Так бывает. Только чувство ответственности перед родителями и понимание необходимости хорошо сдать экзамен дисциплинировали.  И вот в 10 классе 1 сентября у нас появился новый преподаватель литературы. Савченко Елена Сергеевна с красным дипломом закончила Таганрогский педагогический  институт и по распределению была направлена в Калининградскую область в Озёрскую среднюю школу. Её нагружали по полной, в том числе дали оба выпускных  10 класса.

Она была строгая, принципиальная, эрудированная, требовательная и удивительно  искренняя с нами. И мы все сразу влюбились в неё. А следом и русскую литературу. Она оказалась необъятной; интересной; импульсивной, как Маяковский; мудрой, как Фет и бесшабашной, как Есенин. Мы и раньше их читали, но больше по необходимости. А тут взахлёб, дома и на переменах – везде. Мы за год выучили наизусть больше, чем за девять предыдущих лет. И было так сильно жаль непроведенных за чтением раньше лет. Оказалось, что оно совершенно разное чтение по любви и чтение из чувства долга.

Елена Андреевна не давала нам времени оглянуться. Всё быстрее, всё интереснее вела предмет. Мы говорили о Булгакове и Шостаковиче, Ахматовой и Эйнштейне. Весь мир стал фантастическим калейдоскопом незаурядных личностей. Ах, как нам не хотелось, чтоб заканчивался 10 класс!!! Мы же ещё ничего не успели! Мы только пригубили.

И еще она сумела по-настоящему подружить два конкурирующих выпускных класса. Кроме школьной программы она поставила с нами большой спектакль, посвященный памяти Высоцкого, в котором участвовали все десятиклассники. И оказалось, что нет не талантливых, что у всех открылись сверхспособности и загорелись глаза.  Мальчишки научились дарить цветы и читать вслух лучшие стихи. Она нас расколдовала.  Она подарила нам крылья.

Я безмерно благодарна Елене Андреевне за этот год, который стал подарком в моей жизни.

Много очень достойных наставников встречалось мне в самых разных сферах. Все они сделали мою жизнь ярче, глубже, интересней. Низкий поклон им за это.

Считаю людей, выбравших профессию учителя, по-настоящему святыми. Именно от них зависит заполнится ли душа светом. Они могут изменить примитивность интересов и устремлений, научить учиться, чувствовать красоту во всех её проявлениях, личным примером показать, что служение людям – это не подвиг, не пафосные фразы, а просто счастливая жизнь.

Без учителей не бывает ни хороших врачей, ни лётчиков, ни столяров – никого. Нам надо их  просто беречь. На хороших учителей надо молиться.

А наша Елена Андреевна потом вернулась в родной Донецк и до сих пор преподает там русский язык и литературу. Она там. Она никуда не уехала.

Автор — Врач-эндоскопист Центральной районной больницы Ольга Антонова

Надежда Александровна Скрипченко

Творчество во всех его проявлениях меня всегда привлекало, но особенно я тяготел ко всему, что связано с актёрством. В детстве я не просто смотрел фильмы, а представлял, как бы я мог сыграть ту или иную роль. Я с жадностью читал книги, декламировал стихи и посещал театры, играл в самодеятельных сценках. Видя мою неуёмную тягу к лицедейству, мне посоветовали прийти к Надежде Александровне Скрипчинко в театр «Радуга».

В шестнадцать лет я стал актёром народного театра.  Выйдя впервые на большую сцену, я понял, как же это страшно. Сказались  мои психические зажимы и отсутствие опыта. Казалось, что я не смогу запомнить такое огромное количество текста. Но под надзором такого прекрасного специалиста с академическим образованием,  дорогой Надежды Александровны, у меня всё получилось. Я сделал открытие, что текст не нужно зубрить, его нужно осознать, провести через себя, пережить роль, досконально изучить и понять своего героя. Я научился работать в команде, слушать своего партнёра и подстраиваться под ситуацию. Я еще больше начал любить театр, нашего благодарного зрителя, такого разного, но всегда честного.

Спасибо Вам. Надежда Александровна, за то, что стали моим учителем, наставником, проводником в волшебный мир театрального искусства.

Автор — Роман Шажко, педагог, актер Народного театра «Радуга»

Галина Николаевна

Вся моя жизнь — это музыка
Музыка слов
Музыка звуков
И, конечно, музыка людей

В самые грустные моменты жизни
Я сажусь за фортепиано
И начинаю играть

На душе сразу становится легче
И за это умение
Ткать из звуков полотно
Может быть, грустное
А может быть, веселое

Я благодарен своей учительнице
Галине Николаевне

Вы стали для меня сенсеем
И проводником в тот иллюзорный мир
Который делает лучше, нашу, странную и противоречивую жизнь

Спасибо вам
Надеюсь, у вас всё хорошо
Храни вас бог

Автор — Артур Зеков, поэт, актёр, музыкант и радиоведущий

Любимый учитель Марина Николаевна Кевиш

Вся наша жизнь-это одна большая Школа. Судьба преподносит нам разные жизненные уроки. С очередным прожитым днем мы стараемся становиться добрее, мудрее и лучше.

Азы становления и воспитания личности закладываются в детстве. Важная и главная роль в этом процессе отводится семье. Особое значение в формировании нашего мировоззрения играет общеобразовательная школа. Школьные годы навсегда оставляют значимый след в нашей памяти: взаимоотношения с учителями и одноклассниками — это в душе на всю жизнь.

Мои школьные годы прошли в Латвийской ССР. Отец служил в г. Тукумс, и наша семья проживала в военном городке, как и все семьи военнослужащих. Училась я в общеобразовательной девятилетней школе с 1 по 9 класс. Учителя наши были разными: добрыми и строгими, требовательными и снисходительными, серьезными и веселыми. До сих пор мы с одноклассниками с теплом вспоминаем о них. Огорчает, что с распадом мощной державы СССР, все мои одноклассники проживают в разных уголках бывшего постсоветского пространства, собраться в стенах родной школы теперь нет возможности. Спасибо интернет пространству за виртуальную возможность общения с ними.

Из моих школьных лет с особым теплом я всегда вспоминаю учительницу по русскому языку и литературе — Кевиш Марину Николаевну. Она взяла наш класс как классный руководитель в 4 классе ( в начальной школе тогда учились 3 года). Эта активная, энергичная, интересная женщина сразу произвела на меня неизгладимое впечатление. Я с детства любила читать художественные произведения разных жанров, поэтому уроки литературы были для меня всегда интересны. Выразительное чтение, написание сочинений, чтение и анализ литературных произведений — это то, что увлекает меня до сих пор.

Однажды, в конце 5 класса, Марина Николаевна попросила нас ответить на вопросы, один из которых был связан с определением будущей профессии. Мы сдали записи учителю и забыли об этом, но в конце 8 класса опять вернулись к своим записям. Я даже не предполагала, что начальной точкой определения направления моей профессиональной деятельности стала именно эта запись: ведь на поставленный вопрос я ответила: «УЧИТЕЛЕМ!»

Марина Николаевна не позволяла нашему классному коллективу скучать и сидеть на месте. Мы часто путешествовали по Латвии: посещали музеи, замки, балет, планетарий. Выезжали за пределы республики: в Таллин,  Ленинград, Калининград. Страсть к созерцанию новых природных и культурных я мест испытываю и по сей день.

Особым теплом в моей душе овеяны воспоминания о школьных «огоньках», так в наше время называли праздничный вечер, организованный в стенах учебного учреждения. Они были, как правило, тематическими, посвященными дню именинника или предстоящему празднику. Учитель всегда организовывала праздник с чаепитием, конкурсами и танцами. Мы, девочки, серьезно готовились к мероприятиям, старались выглядеть красиво.

У нас был очень дружный класс. Марина Николаевна организовала работу по звеньям: мы выпускали стенгазеты, «подтягивали» по учебе одноклассников, если кто-то отставал, собирали макулатуру, помогали пожилым людям, дежурили в классе.

Помню, как приходили к учителю в гости. Она нас угощала и рассказывала о своей жизни и планах на будущее.

Когда мы окончили 8 класс, наш учитель и наставник по семейным обстоятельствам уволилась со школы и переехала в Россию. Я и мои одноклассники очень тяжело переживали это расставание, хоть нам и назначили другого классного руководителя, весь учебный год — выпускной 9 класс — мы чувствовали себя осиротевшими.

С 1991 года мне не довелось больше видеться с нашим наставником. Сейчас, я знаю, Марины Николаевны уже нет в этом мире, но в моей памяти и в памяти своих учеников она продолжает жить!

 Автор — Елена Евмененко, учитель географии Лицея №7

Психолог и наставник Эльвира Саматовна

У меня было много учителей: это и школьные учителя, и преподаватели в университете, и фотографы, у которых я обучалась искусству фотомастерства.
Но более всех я хочу отметить свою психологиню и наставника Эльвиру Саматовну.
Она проживает в Уфе, и мы созваниваемся не чаще одного раза в 2 месяца, однако за те 2,5 года, что она ведёт меня, я не могу не отметить существенные изменения, произошедшие в моей жизни благодаря её влиянию.
Хочу отметить её спокойствие и готовность помочь в любой ситуации, её неосуждение и принятие такой, какая я есть. Она вдохновила меня на духовные поиски.
И это дало столь множественные результаты, что я не стану даже тут их перечислять, иначе это займёт очень много вашего времени.
Хочу лишь пожелать каждому найти своего проводника в этом мире, своего наставника, мастера, ментора, учителя. Пусть даже это будет книга. И тогда мир станет более понятным, доброжелательным, открытым.
Не обязательно искать себе психолога или коуча. Но эти ребята дают очень мощный импульс, который позволяет преодолеть любые трудности гармонично и экологично, не наломав дров, пройдя все уроки и опыты так, чтобы они больше не повторялись. Это очень ценно.

Автор — Лия Султанова, фотограф, преподаватель фотоклуба «Ракурс»

Наталья Анатольевна Мандригель

Я – учитель, так мне было предначертано!

Сегодняшняя моя встреча с удивительным человеком. Филологом, учителем по призванию Натальей Анатольевной Мандригель.

Свою беседу начну с вопроса:

1. Как выбирается профессия учитель?У одних, по принципу: «Надо же где-то работать!» или вас кто-то вел к этой профессии?

 — Моя мама всегда хотела, чтобы я и сестра были учителями. Сама она  работала по специальности зоотехником,  но всегда тянулась к профессии учителя. Школа ей казалась храмом, ей хотелось работать с детьми. В 34 года она окончила Педагогический институт и перешла на работу в школу. Этой своей жизненной позицией она и меня, и сестру вдохновила на путь учительства.

2. Вы филолог, уже много лет посвятили изучению и преподаванию иностранных языков.

Что заканчивали?

 — Закончила Киргизский Государственный Университет в городе Фрунзе — факультет иностранных языков, по специальности — немецкий, английский.

Стажировалась в Германии, затем работала преподавателем в университете  с 1979 по 1989 год.

Также прошла стажировку в МГУ города Москвы, закончила аспирантуру, преподавала и была соавтором одного из учебников иностранного языка для 5-го класса киргизкой школы.

  1. А если бы можно было бы изменить судьбу, кем бы вы стали?

— По восприятию себя в окружающем мире я больше технарь, но под влиянием маминого авторитета и её примера  стала, преподавателем и учителем, и нисколько об этом не жалею.

4. Для учителя главное — дать четкие знания о своем предмете, но только — ли это главное? Или назначение учителя, как у тибетских монахов в первую очередь пробуждать в душах детей осознание окружающего мира и себя в нем, а знания приложатся?

 — Всегда считала, что оценка,  полученная на уроке, совсем не главный критерий  личности ребенка. И у троечников может быть большой задел на будущее.  Заметила, что часто для ребят большую роль играет личность учителя его авторитет, знания, которые он передает им. Замечено, что если учитель увлеченно рассказывает о своем предмете, то он увлекает  собой и учеников и потом некоторые пойдут по этой стезе. Учитель как бы формирует взгляд на будущую профессию. Став солидными людьми, часто ли мы задумываемся, почему выбрали ту или иную профессию? И отматывая время назад, понимаем, что многое идет от школьных лет.

Иногда ученики идеализирует учителя. А на самом деле, учитель – это обыкновенный человек со своими достоинствами и недостатками.

  1. Вы знаете несколько языков: Какому из них вы отдаете большее предпочтение?

— Конечно немецкому языку. До сих пор помню свою школьную учительницу немецкого языка Светлану Петровну. Как она прекрасно вела уроки немецкого языка. Ее образ, ее голос до сих пор в моей памяти. Это учитель от Бога!

  1. Как вы думаете, в наше такое непростое время, станут дети за рубежом учить русский язык?

— Мои внучки учатся в Германии. Когда подошло время выбирать, к большому удивлению учительницы, какой иностранный язык учить? Весь класс до единого сказал – «Мы хотим учить русский язык». Вот так! Чистые ростки детского стремления к знанию,  пробиваются сквозь политический мусор.

  1. Если бы, вы представляли наше Российское образование, с какого бы класса, вы  предложили изучать иностранные языки?  Могли бы вы разработать свою программу?Раньше в 19 –ом веке, дети в 9-ть лет знали не менее двух иностранных языков? Правда, в то время превалировало домашнее воспитание.

— Уверенна, начинать надо с Д/садика. Вы даже не представляете, как детский любознательный ум быстро все впитывает.  Главное, чтобы все происходило на уровне увлекательной игры,  используя разные приемы.

Вот, например, моя 4-х летняя внучка Луиза не хотела учить стишок на немецком языке. «Я хочу играть» — сказала она.

«Играй»,  а я сама себе буду читать вслух», — и стала с расстановкой поговаривать небольшое стихотворение о снеговике.

Когда родители пришли с работы,  она побежала к ним навстречу со словами – «Послушайте, послушайте, стихотворение  про снеговика!».  И рассказала без запинки стихотворение на немецком языке, чем очень удивила родителей. Но особенно тем, что я специально с ней его не учила. Маленькая Луиза, играла, слушала и запоминала.

Обучение иностранному языку, по моему мнению, должно быть в группе, где не больше 10-12 детей.

Надо очень индивидуально подбирать тематический материал, учитывать возраст детей, их психологический настрой. Программа должна быть пластичной, легко перетекать от одной возрастной группы к другой.

  1. Как вы думаете, обязательно ли ученикам любить своего учителя, преподающего интересный для них предмет?Или главное дать точные, устоявшиеся знания и все?!

 — Если учитель хорошо владеет этим предметом, доступно объясняет, думаю не обязательно.

Иногда можно услышать:

— Вас дети любят, поэтому у вас такая дисциплина!

Мое мнение, если тема урока заинтересовала учеников, то все их внимание будет сосредоточено на этом предмете. Дисциплина ни причём. И никакой казарменной дисциплиной, уважение к учителю этим у учеников не добьёшься.

 

  1. Однажды мы с Вами шли по улице Пионерской, беседовали. Навстречу стайкой шли девчонки, видно закончились уроки. Увидев Вас, они ускорили шаг, поспешив к вам на встречу, приветливо размахивая руками. И уже поравнявшись с нами, они стали обнимать Вас, как самого дорогого, родного человека. Я сначала подумала, девчонки они все такие приветливые, но за ними подошли мальчишки и, улыбаясь, замкнули импровизированный круг  вокруг своей учительницы — Натальи Анатольевны. Не помните, какой это был класс? И какой иностранный язык вы им преподавали?

  — Скорее всего, это были старшеклассники 9-10 класс. Конечно,  это приятно. Но когда выбегающие друг за другом первоклашки, через всю улицу кричат «Здравствуйте, Наталья Анатольевна!» И все прохожие оглядываются на тебя, становится немного неловко.

Ребята вырастают, становятся взрослыми, меняются во внешности, порой при встрече с трудом узнаю в них тех веселых, беспечных, озорных  ребятишек, Сашек, Танюш, Ксюш…

  1. Можно ли такое отношение ребят к вам принять за оценку вашего труда?

  — Не знаю, возможно. Главное надеяться, что кому-то мои уроки пошли на пользу. И не отбили у них желание — учиться.

  1. Сейчас вы ведете « Клуб любителей немецкого языка».  Аудитория взрослая. С какой возрастной группой работать проще, интереснее?

— Каждая аудитория требует своего подхода. С ребятишками я чувствую себя бабушкой. А со взрослой аудиторией мы как подружки, сотоварищи. Можно обменяться шутками, что-то обсудить насущное.

В Вузе города Фрунзе я тоже чувствовала себя ровесницей со своими студентами,  им было 18-19 лет мне 24-25 лет. Мне нравилось преподавать, а им учить иностранный язык и свободно на нем говорить.

  1. Как вы считаете, состоялся в вас учитель?

— Думаю да.

  1. Есть ли у вас сведения, кому из ваших учеников в будущем пригодились знания иностранного языка?

— Надеюсь, что пригодились, особенно тем, кто занимается краеведением, т.к. им часто приходится сталкиваться с иностранной литературой. И пусть иногда не хватало полученных знаний, им намного легче перевести текст, работая со словарем.

Кстати, никакой интернет не  заменит книги, в данном случае,  словарей иностранных языков.

14. И так учитель это? Что-то монументальное или живой человек, наделенный определенными знаниями, готовый поделиться ими с другими?

—  Думаю, что учитель, прежде всего, человек со своими человеческими слабостями и сильными сторонами. Который всегда имеет, должен иметь,  про запас набор «фишек», основанных на своих способностях и умениях.  Вспоминаю лето, пришкольный лагерь. Мне достался отряд, где было много мальчишек. Конечно, вид возрастной вожатой их не впечатлил, я  их понимаю. Но однажды мы все собрались на баскетбольной площадке.  Решила предложить им поиграть в баскетбол, когда-то я очень любила эту игру.  Мальчишки посмотрели на меня с усмешкой. — «Посмотрим, как эта тётенька подпрыгнет!».  А я взяла мяч, покрутила его и метнула в кольцо. Мяч стукнулся об щит и пролетел через кольцо, к большому удивлению и восторгу мальчишек. Тогда я рассказала им, как надо рассчитать траекторию полета и что сделать, чтобы попасть в кольцо. Вот на таком, взятом мною из детства моменте, мы стали союзниками.

Отдав много лет педагогической деятельности, поняла одно, прежде чем кого-то учить, надо самой многому  научиться и учиться постоянно. Шагнуть за пределы институтской программы. Имея свою жизненную позицию, с уважением относиться к личности ребенка. Только так мы можем завоевать их доверие, а у кого-то и любовь.

 Интервью провела поэт, журналист, руководитель литературно-поэтического клуба «Остров Вдохновения» Светлана Бондаренко

Фаина Александровна Бондарь

В год педагога и наставника с удовольствием присоединюсь к такой нужной и трогательной Акции.

Мои школьные годы прошли на калининградской земле, в Пушкинской средней школе посёлка Талпаки Гвардейского района. Сегодня я хочу рассказать о своём любимом учителе русского языка и литературы Фаине Александровне Бондарь.

Фаина Александровна пришла работать в эту школу сразу после Ивановского педагогического в 1956 году! Всю жизнь на одном месте! Преподавала, директорствовала. Жила и горела своим делом. Чтобы вы представили себе её нрав, достаточно рассказать о том, что, увлёкшись объяснением темы, она не замечала, что вытирает мел с доски рукавом, что забывала обедать и что ей «некогда спать»! Вечный двигатель, генератор идей — вот кем была наша Фансанна.

Фаина Александровна-тот человек, который учил нас, детей, быть собой, выражать своё мнение. Помогала подросткам принимать себя и гордиться своими сильными сторонами. Она не принимала сочинение, если в нём не видно лично твоего отношения к теме. Редко ставила двойки: «Подучи, расскажешь на следующей неделе». И что удивительно,- совсем не мотивировала (не было что-то типа «учись на «5»-станешь космонавтом». Нет!). Фаина Александровна просто преподавала так, что было стыдно прийти на урок неподготовленным. До сих пор я с теплотой и благодарностью вспоминаю своего Учителя. И с удовольствием объясняю своим детям различные «хитрости» русского языка, которые я узнала именно от Фаины Александровны.

Если бы мы могли увидеться с ней сегодня, то я рассказала бы ей, что в этом году осуществила свою давнюю мечту и написала «Тотальный диктант». И написала на «трояк»! Мы бы хохотали, она бы ни за что в это не поверила, а я бы в шутку оправдывалась, всё сваливая на сложность текста. Благодарю!

Автор — Любовь Ткаченко, ведущий библиотекарь читального зала

Пётр Алексеевич Локтионов

Много на моём пути было хороших наставников и педагогов, но, поскольку вся моя жизнь плотно связана с фотографией, с  особой теплотой хочется вспомнить о Петре Алексеевиче Локтионове — человеке, научившем меня всем премудростям съемки.

В фотокружок я пошел в 15 лет за компанию с друзьями с нашей улицы. Я даже не ожидал тогда, что занятия фотографией увлекут меня настолько, что это станет делом моей жизни. Мы занимались в бывшем Доме пионеров, где сейчас находится Духовно-просветительский центр. Группы были небольшими – всего по 12 человек. Мы все были знакомы по школе. С многими дружим до сих пор. Занимались мы по 1,5-2 часа в неделю. Всё как полагается – сначала теория, потом практика. Наш класс состоял из двух кабинетов — в одном мы учили теорию, второй служил лабораторией для проявки негативов. Пётр Алексеевич был очень хорошим педагогом. Он умел сложные понятия объяснить так, что мы, тогда еще дилетанты, схватывали всё буквально налету. Мы всё бережно записывали в тетрадки. Помню, на стене перед глазами висел плакат с рекомендованными настройками диафрагмы, выдержки – всем, что являются фундаментом, без которого любое развитие в сфере фотографии невозможно. И мы учились с большим желанием и азартом. Основы правильного построения  композиции мы нарабатывали, изучая различные издания. Журналы Локтионов приносил свои личные, это были «Чешское фото», «Венгерское фото», «Советское фото». Освоив теорию, переходили к практике. Петр Алексеевич откуда-то доставал ящиками просроченную плёнку, которая, кстати говоря, была очень хорошего качества, и позволял нам снимать сколько душе угодно. Мы фотографировали друг друга, улицы города, предметы, а потом магическим образом всё самостоятельно проявляли. В то время я стал счастливым обладателем негатива популярного киногероя Фантомаса. О, как меня уважали сверстники за это! Они бегали за мной и просили напечатать и им копию карточки. Это была своего рода валюта. Я печатал десятки копий и Пётр Алексеевич никогда не запрещал. Он очень по-доброму к нам относился.

Во время учёбы мы разговаривали о  Великой Отечественной войне. Его боевой путь начался  на Орловско-Курской дуге в 1943 году. Попал в 16-ю Гвардейскую Карачаевскую ордена Ленина Краснознаменную ордена Суворова дивизию. Воевал в самом пекле. Были и ранения, но о них он особо не рассказывал. За него говорили многочисленные медали и Ордена: Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Славы III. Он был военным корреспондентом, и фотоаппарат всегда находился у него в вещмешке за спиной.

Позже, когда я закончил учебу, наши жизни с Петром Локтионовым продолжали пересекаться. Он снимал для газеты «Коммунист», в которой работал, а я часто снимал для администрации и каких-то организаций. Было время, мы даже жили на одной лестничной площадке – вот так интересно устроена жизнь. С большой теплотой и уважением я вспоминаю о нём.

Виктор Васильев, фотограф

Ольга Валерьевна Рудыхина, Валентина Петровна Кикор

Оглядываясь на пройденный жизненный путь, осознаю, что меня всегда окружали выдающиеся женщины, источающие вдохновение и способные многому научить. Главные из них — мои родные бабушки и мама, благодаря которым, я, наверное, и являюсь такой, какая есть. В жизни каждого человека, несомненно, важно услышать в семье теплое слово и получить добрый совет, но, с приходом взрослой жизни, родные не всегда могут поддержать на профессиональном пути, и в такие моменты жизнь дарит нам таких нужных и удивительных людей.

Ольга Валерьевна Рудыхина, кандидат психологических наук и доцент кафедры психологии человека (с 2022 года кафедры общей и социальной психологии) в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, сопровождала меня по тропе научных исследований, будучи моим наставником. Под ее безгранично внимательным и чутким руководством в 2022 году я успешно защитила диссертацию по психологии на «отлично». Однако моя глубокая признательность и восхищение не ограничиваются лишь признанием профессиональных компетенций и достижений Ольги Валерьевны как педагога. Её искренняя поддержка и доброта оставили неизгладимый след в моем сердце, как пример вдохновляющего и заботливого наставника. Она отнеслась ко мне не только как к студентке, но и как к человеку, всегда начиная разговор о работе с вопроса о том, как дела у меня в семье и волнуют ли меня какие-либо вопросы. В своей педагогической деятельности я стремлюсь также бережно и тепло относится к обучающимся, видеть в каждом из них лучшие качества и потенциал. Я стараюсь поддерживать любые добрые намерения и отвечать на вопросы студентов с такой же искренней улыбкой, как и Ольга Валерьевна.

В родном городе на жизненном и профессиональном пути мне посчастливилось встретить Валентину Петровну Кикор. Когда мне предложили рассказать о моем наставнике в центре знаний «Машук», я без колебаний описала самого мудрого, доброжелательного и энергичного руководителя — Валентину Петровну. Под ее руководством сотрудники организации способны выполнять любые задачи в сфере культуры округа с пылом и преданностью, и как мы любим говорить, «Впереди планеты всей!» Меня восхищает не только ее богатый опыт, но и способность оказывать вовремя добрый совет и щедро делиться своей женской мудростью и нежностью с каждым, кто в ней нуждается. Личный подход и забота о каждом работнике сделали Валентину Петровну не просто начальником, но настоящей наставницей и другом для многих. Искренняя теплота, доброта и женская мудрость делают ее незаменимой фигурой в команде культуры нашего округа.

В Год педагога и наставника хочется выразить огромную благодарность людям, которые в разные периоды моей жизни отнеслись ко мне с пониманием и заметили то, хорошее, что во мне есть. Я считаю, что это — миссия любого педагога и наставника.

Даша Орешкина, психолог, работник культуры, волонтёр

Учителя «Первой» школы

Полвека спустя после окончания средней школы № 1 мы, её  выпускники 1972 года, собрались, чтобы «пройти по тихим школьным этажам, где прожито и понято немало».  Многие выпускники, ныне проживающие в разных уголках России и за её пределами, не смогли приехать в силу разных обстоятельств. Многих, к сожалению, уже нет в живых. Приехали бывшие одноклассники из городов Минска, Калининграда, Гусева, Пионерского, посёлка Янтарного и, конечно же, были те, кто и сегодня проживает в Черняховске.

Собравшись у главного входа, мы с восхищением смотрели на здание родной школы: после недавнего капитального ремонта оно стало ещё прекраснее и величественнее, словно дворец. А ведь это и есть, по сути, Дворец знаний: построенная в довоенном 1927 году, уже 26 августа 1945 года, то есть сразу по окончании войны, школа первой в городе начала работу, а в октябре того же года приняла первых учеников. Это были воспитанники воинских частей, солдаты и старшины. Позже — дети первых переселенцев, в том числе из близлежащих сёл и деревень. В те первые послевоенные годы многие учителя ещё ходили в военной форме, в том числе и её первый директор Камзолов Алексей Парамонович, фронтовик. Когда мы в 1962 году переступили порог родной школы, директором был Сергей Прохорович Попов. В школе тогда насчитывалось 1200 учеников, и занятия проходили в две смены. В 1966 году Сергея Прохоровича сменил на директорском посту другой фронтовик – Иван Павлович Антипенко, он и выпускал нас в «большую жизнь» по окончании десятого класса.

На входе в школу нас радушно встретила Людмила Ивановна Анучина. Мы поднялись по широкой, до боли знакомой, широкой лестнице вверх, на первый этаж. И снова порадовались хорошему ремонту внутри здания: выкрашенные в приятные цвета стены, везде новые оконные рамы, на них — шторки, создающие уютную, почти домашнюю обстановку. Было трогательно  увидеть, что сохранились исторические решётки в нишах-раздевалках, куда мы, малыши, вешали верхнюю одежду, а учительница закрывала створки решёток на висячий замочек. К сожалению,  фонтанчики с питьевой водой, из которых когда-то на переменах брызгались мальчишки, закрыли щитами.

В годы нашей учёбы на первом этаже в коридоре  вдоль окон стояли кадки с цитрусовыми деревцами, лимонами и мандаринами, несколько пальм, — целая аллея. Летом их выносили во двор, поливали, удобряли. Этим занимались ребята из кружка биологии. Как нам рассказали, однажды зимой, когда в школе несколько дней не было отопления, все растения погибли. Сегодня их заменяют горшки с небольшими комнатными растениями.

Первым делом, мы пошли в помещение своего первого «Б» и расселись за столы, в наше время на их месте стояли большие громоздкие парты с откидными крышками. В специальные ниши в партах  мы засовывали свои портфели. Вспомнились чернильницы-непроливайки, которые каждый день приходилось носить в сшитых мамами мешочках, привязанных к ручке портфелей. Чернильницы  вставляли в специальное круглое отверстие в парте. Тут же вспомнились и деревянные ручки, которыми писали, с металлическими перьями: надо было старательно выводить палочки и крючочки, чтобы случайно не поставить кляксу. Классная доска была большой, из коричневого линолеума, с неё каждый раз надо было стирать тряпкой написанное мелом. Дежурные по классу следили за тем, чтобы перед каждым уроком доска была чистой, а тряпка мокрой. Это сегодня в каждом классе есть умывальник, а раньше надо было бежать в туалет, чтобы там, в умывальнике, эту тряпку смочить водой. Сейчас же на стене мы увидели красивую трёхстворчатую доску тёмно-зелёного цвета, для которой тряпка не нужна.

Вспомнили свою первую учительницу Татьяну Николаевну Кушнир и нашего последнего директора школы, учителя истории Ивана Павловича Антипенко вместе с его «боевой подругой» и супругой,  учителем математики Марией Ивановной, а также других учителей. Больше всего добрых слов досталось любимому учителю физкультуры и начальной военной подготовки, фронтовику Ивану Ивановичу Скрябикову, человеку настолько скромному, что о его боевых заслугах мы узнали лишь  недавно. Фронтовик, майор Иван Иванович Скрябиков был награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны II степени, многими медалями.

Для нас провели экскурсию по школе, – ей сегодня есть чем гордиться: прекрасно отремонтированные рекреационные помещения, предметные кабинеты и лаборантские,  везде новенькая мебель и современное оборудование, со вкусом подобранное оформление каждого кабинета в разной цветовой гамме.

Заглянули мы и в бывший пионерский зал, расположенный на втором этаже, и не узнали его! Сегодня это актовый зал: зеркальная стена зрительно расширяет площадь небольшого помещения, новые уютные стулья, красивые шторы, нарядная сцена создают его интерьер.

…Пионерский зал, пионерская комната, доверху заполненная атрибутикой: горнами, пионерскими барабанами, знамёнами, вымпелами. И посреди этого богатства — старшая пионерская вожатая Маина Агафоновна Костина. На переменах мальчишки частенько забегали в пионерскую комнату, чтобы дунуть в горн или постучать по барабану. Школьная пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. В день её памяти в коридоре оформляли большой стенд с фотографиями, учителя проводили тематические классные часы. В школе было два музея: В. И. Ленина и музей Боевой славы. Оба располагались в цокольном этаже, нас туда водили на экскурсии, рассказывали об Иване Даниловиче Черняховском, о пионерах-героях Великой Отечественной войны, мы с интересом рассматривали музейные экспонаты и гордились за страну, в которой жили.

Ольга Ивановна Сидоренко, активный житель Черняховска, выпускница школы №1

Наталья Викторовна Журавлева

Мой наставник — моя поддержка во всём!  Хочу рассказать вам о прекрасном и талантливом педагоге Журавлевой (Душакевич) Наталье Викторовне. С ней я познакомилась во время своего обучения в Педагогическом колледже города Черняховска. Тогда я осваивала профессию педагога дополнительного образования. Наталья Викторовна проводила с нашей группой занятия по дисциплине «Организация досуговых мероприятий», во время которых мы занимались разработкой планов и содержания мероприятий, а нередко режиссировали и ставили их на сцене колледжа. Особенно запомнилась мне работа над  литературной гостиной, посвящённая ВОВ «Женщины и война». Благодаря  наставничеству Натальи Викторовны мы смогли наполнить постановку патриотичной атмосферой, так, что у зрителей на глазах были слёзы. В моем профессиональном выборе и становлении как педагога дополнительного образования Наталья Викторовна сыграла решающую роль. Она научила правильно проявлять себя как личность, справляться с ненужными эмоциями и мыслями, работать с аудиторией. Благодаря её советам и практическим занятиям я научилась спокойно выходить на публику и давать материал.

В том, что у меня появилось стойкое желание расти профессионально и непременно получить высшее гуманитарное образование, считаю заслугой своего Наставника. Теперь я — студентка Филиала МПГУ в г. Черняховске.

Часто вспоминаю слова Натальи Викторовны: «Не нужно меня хвалить! ».

Не правда, дорогая наша Наталья Викторовна! Вас нужно не просто хвалить, но и благодарить за всё! Благодаря Вам мы расширяем горизонты знаний и профессионального  роста. Спасибо, мы вас любим!

Студентка 1- курса РЯЛ2301 ( русский и литература) филиала МПГУ в г. Черняховск  Живописцева Софья

Анна Сергеевна Архипова

Этот год объявлен в России годом педагога и наставника. Наставничество используется давно. Еще в советском Союзе во всех сферах были наставники, которые помогали молодым специалистам, поддерживали таланты и т.д.

Я хочу рассказать о хорошем человеке, настоящем наставнике, благодаря которому теперь поёт не только моя душа, но я и сама занимаюсь вокалом. Я хочу сказать слова благодарности  доброй и отзывчивой Анне Сергеевне Архиповой. Несмотря на то, что она работает преподавателем музыки в школе №4, а все мы знаем, как сейчас загружены учителя, она умудряется взваливать на себя еще массу других обязанностей. Анна Сергеевна, сама являясь участницей городского фольклорного ансамбля «Карагод», создала одноимённый детский ансамбль в школе, которой работает. На городских праздниках мы часто видим её ребятишек в красивых нарядах, исполняющие старинные русские песни. Еще в своей школе Анна Сергеевна руководит ансамблем «ДО-МИ-Солька», там ребята учатся исполнять сольные партии не только народного творчества, но и современной эстрады. Она является настолько неугомонным человеком, что успевает принимать участия еще и в многочисленных конкурсах сольного исполнения, где непременно занимает призовые места. Но мне особо дорога наша музыкальная группа поющих пенсионеров «Легенда». Мы занимаемся по два раза в неделю, поём замечательные советские песни, ездим на фестивали. Благодаря Анне Сергеевне, мы чувствуем себя нужными Нам интересно жить, творить, учиться. Побольше бы таких наставников. Она очень светлый, позитивный, и доброжелательный человек. С её лица никогда не сходит улыбка.

Я хочу пожелать Анне Сергеевне здоровья, новых творческих успехов. Мы её очень любим и уважаем!

Волонтёр, участник вокального ансамбля «Легенда», поэт Надежда Сергеевна Пергаева

Педагогическая династия из Каменского

Сегодня хочу рассказать о семье Александры Ивановны и Николая Васильевича Елмановых. История их семьи начинается с далеких послевоенных лет, когда они, еще детьми, приехали вместе с родителями в Калининградскую область. Семья Александры Ивановны (в девичестве Михайлиной) обосновалась в п. Междуречье, а семья Николая Васильевича в п. Каменское.

Из воспоминаний А.И. Елмановой: «Сначала училась я в начальной школе в поселке Междуречье. Потом родители отправили меня к тете в Подмосковье учиться дальше. Я прожила там год, очень сильно скучала по родителям, со слезами уговорила забрать меня назад. Учебу продолжила в школе поселка Бережковское, здесь же закончила 7 классов.

После школы поступила в Калининградское педагогическое училище на отделение «Начальные классы». Через четыре года, после окончания училища, меня направили в Черняховский район, в поселок Каменское учителем. Мне предложили преподавать в 5-6-7 классах биологию. Затем стала учить детей в начальной школе в поселке Державино и Каменское.

В 1957 году вышла замуж за Николая Елманова. Его семья приехали в Калининградскую область по переселению в 1947 году из Рязанской области.

Им дали дом в поселке Каменское (Заалау), где со своим мужем мы прожили 62 года, в любви и согласии, хотя всего было в достатке – и горя, и радости… Вырастили и воспитали троих детей – Валентину, Любовь и Анатолия. В ноябре 2019 года не стало Николая Васильевича…».

13 ноября 2023 года Александре Ивановне день рождения исполнилось 88 лет.

У этих замечательных и уважаемых людей выросли дети, внуки, подрастают правнуки, а о своей семье говорили и говорят так: «Мы – корни, а наши дети – ветви дерева с пышной кроной, название которому Семья».

Александра Ивановна проработала учителем в школе п. Каменское с 1955 по 2001 год. Почти полвека отдано любимому делу – сеять разумное, доброе, вечное.

За время работы неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами, награждена медалью «Ветеран Труда», ей присвоены звания «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Старейший учитель». За достижения в области образования, как лучшего учителя, направили в составе делегации на Всероссийский съезд в город Москва.

Примечательна семья Елмановых еще и тем, что воспитаны в ней три поколения педагогов – настоящая учительская династия! Старшая дочь, Валентина Николаевна Ясько работала директором Каменской школы. Сейчас в старших классах преподает биологию и химию. Кроме дочери Валентины по стопам Александры Ивановны пошли внучки Татьяна и Светлана, которые также выбрали профессию педагога.

Совершенствование профессионального мастерства, безграничная любовь к детям, стремление научить их логическому мышлению, воспитание добрых и отзывчивых людей – вот жизненное кредо учительской династии Елмановых.

Юлия Юрченко, библиотекарь Каменской сельской библиотеки