Дорогие друзья! Мы уверены, что в жизни каждого человека есть главная, самая важная книга, которая перевернула сознание, заставила взглянуть на мир другими глазами, внимательнее относиться к людям, которые находятся рядом с нами, неустанно двигаться вперед, верить в себя и стараться сделать окружающий мир лучше.
Трудно назвать одну-единственную книгу, ведь каждая прочитанная книга привносит что-то свое, учит, заставляет задуматься. Но есть книги, прочитав которые один раз, возвращаешься к ним постоянно, находишь в них каждый раз что-то новое, ранее не замеченное, но бесконечно важное для тебя в этот конкретный момент жизни.
Расскажите нам о самых главных книгах в вашей жизни.
Игорь Ерофеев, член Cоюза писателей России, краевед, руководитель литературного объединения «Рассвет»:
«В разные периоды жизни книги оказывали на меня определенное воздействие. В детстве я зачитывался рассказами Джека Лондона, восхищаясь героями его произведений, оказывавшихся в тяжелых жизненных ситуациях и находящих в себе силы для их преодоления.
В зрелом возрасте не мыслю себя без работ Андрея Платонова, к которым обращаюсь постоянно для вдохновения своего творчества. Поражает язык писателя, в котором умышленно нарушаются правила лексической сочетаемости, из-за чего он приобретает особую содержательность и приближен к первичности Слова.
В юности главным произведением, значительно повлиявшим на мое мировоззрение, стала повесть «Старик и море» американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Несмотря на не сложный, казалось бы, сюжет, повесть держит в напряжении до последних страниц. В какой-то мере «Старик и море» лично для меня — своеобразное лекарство от депрессии.
Главный герой — безусловный пример борца и одновременно мудрого человека, который находит рациональный смысл даже в поражении. Он продолжает бороться даже тогда, когда, казалось, использованы все физические и душевные ресурсы. И пусть старик не смог «сохранить» рыбу до берега, но он доказал, что, несмотря на возраст, всё ещё может бороться и что он ещё нужен и полезен.
Основная мысль этой гениальной книги — стремление не просто выжить в экстремальных условиях, но и желание победить, в первую очередь себя, свои страхи и сомнения. Весьма поучительны взаимоотношения мальчика и старика, основанные на доброте и взаимопонимании. Эта глубокая книга о терпении и умении ждать, о мужестве и умении приложить в нужный момент сверхусилия, чего многим, в том числе и мне, порой так не хватает.
Для меня — любителя осмысленного чтения, повесть «Старик и море» давно стала настольной книгой, к которой я периодически обращаюсь, чтобы «встряхнуть» себя в проблемные моменты жизни. Книга потрясает своей реалистичностью, и, на мой взгляд, должна быть прочтена каждым, кто хочет испытать себя на прочность».
Валерий Осадчий, музыкант:
«Я отношу себя к категории людей читающих, читающих много и увлеченно. Для меня в силу моей профессии всегда были интересны книги о музыке, о судьбе выдающихся композиторов и исполнителей. В них я до сих пор черпаю вдохновение, именно эти книги сыграли существенную роль в становлении меня как музыканта.
Одной из таких очень значимых для меня книг стала «Автобиография» Сергея Прокофьева — личности уникальной, многогранной и парадоксальной. Прокофьев, гениальный композитор, пианист, дирижер, незаурядный шахматист, остроумный собеседник, обладал ещё и ярко выраженным литературным талантом. Неудивительно,что книгу отличает блестящий литературный язык — острый, точный в своих характеристиках, полный колючего юмора. Книга, в которой более 500 страниц, читается как увлекательный роман, где развертывается история становления и взросления выдающегося музыканта, человека, классика русского музыкального искусства. Уникальность «Автобиографии! ещё в том, что в ней приводятся подлинные фрагменты из дневников его современников, писем, воспоминаний, газетных рецензий, нотных примеров и фотографий.
В книге предстает удивительный и неповторимый Прокофьев. «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен»… А ведь Прокофьеву было тогда 13 лет!
Эта книга и до сих пор рядом со мной, заставляет верить в себя, неустанно двигаться вперед».
Виктор Хабибуллин, преподаватель Педагогического института, кандидат исторических наук, писатель:
«Книга, которая круто изменила мою жизнь — «Фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли» известного московского писателя и историка Вольдемара Балязина, посвященная незаслуженно забытому выдающемуся полководцу. Современники и потомки неоднозначно относились к деятельности Барклая в качестве руководителя русской армии в 1812 г. В этот спор включился даже Пушкин, осудивший хулителей полководца, он оценил его как в высшей степени мужественного военачальника, честного и бескорыстного человека.
Книга Балязина определила мою дальнейшую жизнь. Она пробудила у меня интерес к великому российскому полководцу, который всю свою жизнь посвятил нашей великой Родине. В 2001 году я защитил диссертацию на ученую степень кандидата исторических наук «М.Б. Барклай-де-Толли — государственный деятель, полководец, военный теоретик», на основе которой написал книгу о Барклае «Сердце полководца». Эта книга — дань памяти великому человеку и выдающемуся военачальнику, победителю Наполеона, оставившему яркий след в истории нашего края. Впоследствии были изданы еще несколько книг о незаурядном полководце и о его ближайших соратниках и друзьях».
Александр Котляров, журналист, книгочей:
«Книга без преувеличения сопровождает меня всю жизнь. Все началось в детстве, когда впервые пришел в библиотеку. Сегодня, спустя много лет, у меня прекрасная домашняя библиотека, которую я собирал всю жизнь. Я по-прежнему не утратил интереса к книгам, часто в свободное время беру с полки любимые книги и с удовольствием перечитываю их.
Одна из книг, которая оставила неизгладимый след — роман Джека Лондона «Мартин Иден». Эта книга и сегодня пользуется большой популярностью и считается одним из лучших его произведений. Главный герой подкупает жизненной энергией, стремлением добиться успеха. Его непреклонность, вера в себя, борьба с отрицательными влияниями окружающего мира, стойкость перед жизненными перед жизненными неудачами, самостоятельность мысли, — всё это может служить прекрасным примером в повседневной жизни.
Судьба Мартина Идена — наглядный пример того, что человек не может существовать вне общества, он должен побороть в себе эгоизм, не терять смысла жизни, постоянно связывать свой успех с интересами общества».
Светлана Солтанова, учитель русского языка и литературы с 40-летним стажем:
«Время перелистывает книги, проверяя взыскательно и строго их истинную ценность, сохраняя в памяти лишь те из них, которые служат правильному осознанию смысла жизни и своего места в ней.
Многие снисходительно улыбнутся, считая узостью кругозора мою многолетнюю любовь к роману В. Каверина «Два капитана».
За годы учебы в педагогическом институте и последующей работы учителем русского языка и литературы через мое восприятие прошли сотни произведений, но среди обилия авторов и книг роман «Два капитана» остался навсегда моим любимым. Когда мне бывает грустно, одиноко, усталость валит с ног, я открываю эту книгу и начинаю читать. И сразу приходят спокойствие и уверенность, появляется надежда, что любое препятствие преодолевается настойчивостью, снова хочется «бороться и искать, найти и не сдаваться».
И учиться любить надо не с участниками «Дома-2», а с героями романа Вениамина Каверина «Два капитана».
Читайте этот удивительный, незаслуженно забытый роман, влюбляйтесь в его героев, потому что «верный способ судить о характере и уме человека – по выбору им книг и друзей».
Наталья Березан, директор Областного Дома народного творчества (г. Калининград):
«Я родилась в далекой сибирской деревне со святым именем Петра и Павла — Петровавловка. Чтение было моим самым предпочтительным занятием с детства. К 10 годам я перечитала все, что было в домашней и школьной библиотеке.
Лет в восемь прочитала повесть Александра Грина «Алые паруса» и «заболела» романтикой. Мне захотелось выйти в море, дышать свежим морским воздухом и быть капитаном.
Моя мечта сбылась, я много лет живу возле моря и, конечно же, плавала на паруснике. Я не капитан, но много лет руковожу коллективом, люблю путешествовать и люблю жизнь.
Иногда оглядываюсь назад – вижу себя маленькой девочкой с, казалось бы, невыполнимыми желаниями, но, наверное, если чего-то очень хочется добиться, это случается.
Книга А. Грина «Алые паруса» помогла мне найти встречный ветер и свою судьбу».
Галина Балакирева, художник:
«Я выросла в читающей семье: мама – библиотекарь, папа – сотрудник газеты. Любовь к книге мне привили с детства, всю дальнейшую жизнь не мыслила себя без книг.
Но настоящее откровение пришло с возрастом. Такой книгой стала для меня Библия. Я уверена, что Библия — это то Слово, которое должно прийти к каждому. Не скрою, изначально чтение далось мне с большим трудом. В храме посоветовали выучить наизусть «Отче Наш». И действительно, я смогла читать, понимать, чувствовать Божественное слово. Мы читали в семье эту книгу вслух, обретая мудрость, терпение, радость, любовь…
Первую Библию мне подарил батюшка, который крестил моего сына.
Я благодарна судьбе, что в моей жизни есть эта книга».
Людмила Мишина, художник, искусствовед (США, Нью Джерси):
«Мне очень повезло в жизни, потому что мои родители любили книги. Маму и папу я запомнила всегда читающими, мы жили скромно, но книги в доме были всегда. Остались воспоминания детства о великолепно изданных альбомах русских сказок, притчей, баллад, стихов. Мама, я и сестра всегда увлекались живописью, но в провинциальном городе трудно было найти хорошие альбомы по искусству.
Мир по-настоящему открылся для меня, когда я уехала учиться в Ленинград (Петербург), в Серовское художественное училище. Я восторгалась всем и радовалась жизни, которую познавала. Книги, книги и книги окружали меня повсюду: в библиотеке училища, в магазинах, у букинистов. А сколько счастливых часов в своей жизни я прожила в богатейшей старинной библиотеке Петербурга — в библиотеке Академии художеств. Как много редких и прекрасно изданных книг я держала в своих руках и читала. Мне открылась истина, что умение читать и погружаться в прочитанное — есть замечательный особый дар. Когда я стала это понимать, мне нестерпимо захотелось развивать в себе эти способности.
Когда я читаю, то все проблемы отходят на второй план и часы кажутся минутами, душа моя распрямляется. Друзья мои! Возьмите в руки книгу, откройте ее и если вы почувствуете красоту слога, услышите музыку повествования — поверьте мне, вы проживете счастливые мгновения в вашей жизни!
Мне трудно выделить одну любимую книгу. Сегодня я сопереживаю Джоржо Вазари. Книга бесценна тем, что автор был современником «наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» эпохи Возрождения Италии».
Карбовская Тамара Борисовна, учитель истории:
«Я полюбила книги с того момента, как научилась читать в первом классе, и большую роль в этом сыграла библиотекарь школы. Я не просто читала книги, я их «проглатывала». Любила и стихи, и прозу. Но самое большое впечатление на меня произвела книга А. Фадеева «Молодая гвардия». Я перешла в пятый класс, и в руки попалась книга без обложки, но с первых страниц я забыла обо всем. Книга меня потрясла, взяла за душу. Нет смысла перечислять и пересказывать подвиги молодогвардейцев. Они хорошо известны. Вся их жизнь подвиг. И вершиной подвига явилась мученическая смерть, принятая гордо и мужественно. Они были живые, жизнелюбивые, с ребяческими недостатками и проказами мальчики и девочки, только что повзрослевшие. Они готовились к мирному труду, но судьба предназначила им испытание войной, и они его с честью выполнили, показав, как надо любить свою родину! Я плакала, когда читала, как допрашивали ребят фашисты, как их убивали.
Тяжелая доля, и то мужество, с которым боролись молодые совсем ребята, вызвало у меня восхищение. Какая искренняя преданность Родине, беззаветная к ней любовь! И как было горько на душе, когда в 90-х годах 20 века вдруг появились статьи, порочащие подвиг ребят. Но время расставило все по своим местам. Подвиг молодогвардейцев остался в сердцах людей! И очень бы хотелось, чтобы нынешнее поколение ребят помнило о тех, кому мы обязаны мирным небом над головой.
И как страшно, что именно в суверенной Украине, где происходили события, описанные А. Фадеевым в книге «Молодая Гвардия», возрождается фашизм. Будем надеяться, что «черная чума», принесшая столько горя людям, не коснется нашей страны и уйдет с «неньки Украины», которую так любили молодогвардейцы».
Грошева Валентина Александровна, библиотекарь Липовской сельской библиотеки:
«Без преувеличения могу сказать: «Книга для меня – все!» С ней связана моя работа, мой досуг. Хорошо помню, как училась читать по книге Ершова «Конек-Горбунок», эта книга до сих пор хранится в моей домашней библиотеке. Как же я завидовала библиотекарям, которых окружает столько интересных книг. Неудивительно, что выбрала для себя эту профессию, и это было счастье – вокруг столько непрочитанного. Однажды в библиотеку поступила новая книга — «Жемчужины зеленого мира» о декоративных деревьях и кустарниках Калининградской области выдающегося учёного, эколога, педагога Г. Кученевой и я ей буквально «заболела». Искала описанные в книге деревья и кустарники по всей области. На все растения стала смотреть совершенно иначе, а вдруг они из Америки или Дальнего Востока.
Жизнь преподнесла мне подарок, в Черняховской библиотеке я познакомилась с автором, и с тех пор старалась по возможности не пропускать ее выступлений. На одной из таких встреч Галина Георгиевна пригласила меня в свой сад весной, когда будут цвести магнолии. К сожалению, я не успела, Г. Кученева ушла из жизни, но с тех пор магнолия – для меня это образ этой прекрасной, увлеченной женщины».
Геннадий Корнев, старший фельдшер скорой помощи:
«В юности увлекся философией. Обращение к Сократу стало для меня некой попыткой понять себя и своё время. Постигал его учение по книгам, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, к которым я обращаюсь и по сей день, не переставая удивляться глубине философской мысли. Это книги Ксенофонта «Сократические сочинения» и «Диалоги» Платона.
Любопытно, что вопросы, которые интересовали Сократа, актуальны и в наше время, а именно, в чем смысл жизни, есть ли жизнь после смерти, что есть добро и зло, можно ли изменить себя, чтобы стать лучше, и к чему следует стремиться, а чего нужно избегать. А также множество других вопросов связанных с жизнью человека. В этой книге нет готовых рецептов, и нет навязывания правильного понимания жизни, но она подталкивает человека к самостоятельному мышлению, помогает лучше понять самого себя. В этом, на мой взгляд, отличие религии от философии. Философия призывает человека искать истину, а не принимать ее на веру. Но в наш, быстро развивающийся век, верить проще, чем искать. Эта книга для тех, кто сомневается, у кого есть время и кому интересен поиск. Как говорил Декарт «все подвергай сомненью».
Шаповалова Людмила Валентиновна, учитель начальных классов лицея №7, депутат районного Совета депутатов:
«В силу профессии педагога, мне приходится много читать, книги давно уже стали неотъемлемой частью моей жизни. Особенно интересны современные авторы, среди которых хочется выделить замечательного прозаика Бориса Екимова. В своих рассказах автор призывает нас, читателей, хоть на минутку остановиться в бесконечной гонке современной жизни, остановиться, чтобы посмотреть вокруг и увидеть тех, кто рядом с нами и кому нужна помощь и поддержка. В искренних, правдивых рассказах писателя заложен огромный заряд доброты, нравственной силы и чистоты. Рассказы учат умению быть бескорыстным, готовым разделить боль другого, утешить страдающего. Так в рассказе «Перед праздником» Борис Екимов пишет о мужчине, который потерял радость жизни, и о том, как случайно в электричке молодая студентка радостно восклицала о простых мелочах – новогодних подарках своим близким. Услышав её наполненные радостью слова, мужчине открылась красота в простом, обыденном, он понял, что счастье в мелочах. Эта девушка просто любила и ценила жизнь своих близких, и ей нравилось дарить людям радость. А когда мы дарим счастье другим, то сами становимся счастливыми.
А в рассказе «Ночь исцеления» — внук нашёл способ исцелить свою бабушку от ужасных снов, в которых ей снилось, что она потеряла хлебные карточки . Автор даёт нам понять, что, несмотря на то, что воина уже давно закончилась, она, оказывается, продолжает жить в сердцах тех, кто был её свидетелем. Но исцелилась не только бабушка. В душе её внука Гриши тоже происходит исцеление: он смог почувствовать чужую беду как свою, он вылечился от равнодушия, проявив милосердие и сострадание.
Рассказы Бориса Екимова не оставляют равнодушными никого, кто прикоснулся к его творчеству. В этом и есть великое назначение писателя.
P.S. А. Дементьев сказал замечательную фразу: «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе… Как это просто! Не забывать бы только делать это.»
Желаю Вам быть счастливыми!
Шаповалова Татьяна Петровна, учитель начальных классов лицея №7:
«Какую роль в моей жизни играет книга? Я думала, что ответить на этот вопрос мне будет сложно. Но на самом деле ответ пришел сразу.
Однажды мне случайно в руки попал сборник произведений Бориса Васильева, в котором была напечатана пьеса «Танкисты», более знакомая нам под названием «Офицеры». Хотя прошло много десятков лет, она по-прежнему тревожит и волнует, поскольку долг, честь, совесть, любовь – понятия вечные. Профессия «Родину защищать» — трудна и почетна, а люди, выбравшие ее, — бесстрашны и мужественны.
Я её прочитала с большим удовольствием, но как, оказалось, она предопределила мою судьбу. Я почти, как Любочка Трофимова, прошла свой путь от курсанта танкового училища до жены майора. Мне не приходилось бывать с мужем в горячих точках, но я, как и моя героиня, умела ждать мужа с учений и командировок, воспитывать своих детей, работать в школе. Это произведение – ода всем российским офицерским жёнам.
Повесть Б. Васильева — пронзительная, сильная, берущая за душу. Она неизменно вызывает много эмоций и много мыслей. Прочтите, и все поймете…»
Громова Галина Герасимовна, Заслуженный учитель РФ, Герой Труда РФ, преподаватель русского языка и литературы Лицея №7:
«Книги вошли в мою жизнь с самого раннего детства, начиная со сказок и заканчивая любимой классикой. Но одна книга стала для меня особенной, она прошла через мое сердце, оставила неизгладимое впечатление.
Книга «Педагогическая поэма» А.С.Макаренко попала мне в руки, когда мне было 15 лет. Помню первые страницы книги, как перед глазами вставали живые образы первых жителей колонии имени М.Горького, помню всю глубину и отчаянье преподавателей, подвиг взрослых ради будущего детей своей страны.
Новых людей надо было воспитывать из вчерашних преступников, беспризорников. В каждом эпизоде чувствуется вера А.С.Макаренко в ребят, желание им хорошей судьбы.
Эта поэма — необыкновенная вещь. Я часто её перечитываю, чтобы посмотреть, в каких простых вещах заключается смысл этой самой жизни.
Именно эта книга повлияла на выбор моей профессии и наполнила надеждой, верой и любовью. Я — мастер своего дела, увлечённый педагог – практик.
Книга содержит много полезных примеров по воспитанию Человека. А.С. Макаренко писал: «У человека должна быть единственная специальность – он должен быть большим Человеком, настоящим Человеком».
На протяжении 46 лет я стараюсь воспитывать достойного гражданина Отечества, следуя заветам Великого педагога. Стараюсь привить ребятам только самое лучшее, что есть во мне.
Его педагогическая практика – это не только замечательное вчера, яркое сегодня, но и очень перспективное завтра. Настоящая Педагогика, которая вне политики, которая за личность, за свободу и за уважение каждого к каждому.
Надеюсь, что не одно поколение будет читать это произведение о нелёгком труде учительства».
Лидия Клименкова, работник культуры
«Наверное, каждому читающему человеку хотя бы один раз в жизни был задан вопрос: «А какая ваша любимая книга?». Когда этот вопрос задали мне, я, не задумываясь, ответила: «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера». Почему так люблю эту книгу, чем она покорила мое сердце?..
Роман написан в середине XIX века, но книга не утратила своей актуальности и сегодня. Главная героиня Эмма очень похожа на современных молоденьких девушек, которые, начитавшись любовных романов, живут в розовых мечтах о принце на белом коне. А обыденность часто разрушает эти мечты.
Эта книга – о мечтаниях и разбившихся надеждах. Как часто люди принимают иллюзорный блеск «мишуры» за настоящее счастье. Вот только погоня за иллюзиями часто заканчивается трагично, именно так, как в романе.
Ещё и ещё раз перечитывая эту книгу, в который раз убеждаюсь, что она не просто интересна, она современна. Книга «Госпожа Бовари» учит тому, как не надо жить. Покоряет стиль изложения автора, несмотря на кажущуюся простоту сюжета. С первых строк захватывает и не отпускает буря страстей, переживаний, и всё это изложено простым языком, без витиеватостей, которыми напичканы современные любовные романы. Это действительно классика. Почитайте! Убедитесь сами».
Светлана Кожевникова, историк, краевед
«Многие из нас не раз задумывались о знакомых и, в то же время, не до конца понятных фразах: душа болит, сильные духом, чистая душа, сломленный дух! Что же это такое душа? А дух – это что? Я уже и не помню, как ко мне попала книга Архиепископа Луки Войно-Ясенецкого «Дух. Душа. Тело». Увидев название, я почувствовала, что уровень адреналина резко пошёл вверх. Об авторе я немного слышала — выдающийся ученый, всемирно известный хирург, профессор медицины, духовный писатель, богослов, мыслитель, автор множества научных трудов и проповедей. Врач, спасший от слепоты сотни людей, христианин. Он умел сочетать в себе два призвания: врач и проповедник. Мне близко и то и то.
Только после прочтения книги, я задумалась и впервые попыталась осознать, как это любить всех, прощать всех, слушать своё сердце. Я нашла ответы на свои вопросы, осознав, что духовность есть высшее достижение человеческой души.
После полученных из этой книги знаний, мне ещё больше захотелось заниматься самосовершенствованием и саморегуляцией, бороться со слабостями души, изучать саму себя и стараться делать только добрые дела, идущие от сердца.
Лука Войно-Ясенецкий своим трудом научил слушать своё сердце, уважать своё тело и работать над воспитанием самой себя. Труды его и его вклад в отечественную медицину бесценен, и если вы обратитесь к его работам, пусть они станут и для вас жизненно необходимыми, как и для меня. Желаю каждому встретить произведение или книгу, которые будут с вами рядом всю жизнь и пополнят ваш золотой запас мудрых мыслей и решений».
Суркова Ираида Николаевна, педагог
«Я выросла в хорошей и дружной семье. С детства мечтала стать педагогом. Моей мечте суждено было сбыться, много лет отработала учителем, директором вечерней школы. Всю жизнь старалась прививать своим воспитанникам хорошее, светлое, доброе.
Решающую роль в становлении, выборе жизненного пути, реализации моей мечты сыграли любимые книги. Произведения А.Пушкина, Л.Толстого, Н.Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Шолохова, С.Есенина…. произвели на меня огромное впечатление, помогали мне найти выход из различных жизненных ситуаций, обрести душевный покой.
Русские поэты и писатели привили во мне любовь к России, к русскому народу, помогли воспитать чувство патриотизма.
Но моя особая любовь, пристрастие всей жизни – творчество А. Пушкина. Феномен этого гениального писателя, поэта в том, что он стал автором для всех возрастов. С детства я была очарована сказками Пушкина, в подростковом возрасте меня ожидала встреча с лирикой великого поэта, открывшая бескрайний мир мыслей, чувств, переживаний. Взрослея, я познакомилась с пушкинской прозой и драматургией, которые отличаются удивительной простотой, пронизаны философскими раздумьями о сущности жизни. В роман «Евгений Онегин» я буквально влюбилась, заучивала наизусть, перечитывала вновь и вновь. Пушкин создал для меня целостный мир, без которого я себя просто не мыслю. А еще он подарил мне ощущение гордости за Россию, за русский язык, русскую культуру».
Сидоренко Ольга Ивановна, краевед, председатель ТСЖ «Пестрый ряд»
«Не раз ощущала на себе такие понятия, как «генетическая память», «зов крови»… Я украинка по происхождению и по крови и, несмотря на то, что вся моя сознательная жизнь прошла в Черняховске и разговариваю я по-русски, всегда ощущала себя украинкой. Ещё в детстве, читая, и после, через много лет перечитывая повести Николая Васильевича Гоголя, всегда чувствую и наяву вижу события, о которых с таким юмором и любовью он пишет, слышу украинские народные песни, что пела в детстве мама, острые, поистине украинские, шутки и байки отца на родном языке, пугающие мистические бабушкины истории… И не устаю восхищаться жизнелюбием, юмором и мудростью украинского народа! Или вот, повесть «Ночь перед Рождеством»: как мастерски и с юмором, буквально несколькими мазками выписан каждый персонаж! Одни клички и прозвища чего стоят! Это у украинцев национальное: так хлёстко и метко скажут – что припечатают! Так потом это прозвище и прирастает к человеку на всю жизнь. А вот деревня Диканька — да это же деревня моего отца! Такие же белёные хатки, крытые соломой, искрящийся под луной снег вокруг …А вот я, маленькая девочка, сидящая на санках посреди сугробов и глядящая в бесконечно глубокое тёмное небо с таинственно мерцающими звёздами… Яркими вспышками возникают эти воспоминания детства, и к горлу подкатывает ком. Знаете, в наше суетное время бывает, так выматываешься, устаёшь психологически, что сердцу хочется чего-то доброго и светлого. Возьмите тогда в руки книгу с повестями Николая Васильевича Гоголя и вы всё это получите! Это кладезь оптимизма, юмора и доброты.
Народные праздники на Украине, как и в России, несмотря на запреты в советское время, по-прежнему отмечались в народе, будь то Рождество или Пасха или другие. Хозяйки пекли куличи, красили яйца, по-соседски ходили в гости, гадали на Святки, пели народные песни с пожеланиями благополучия, богатства, прибыли в семье, здоровья. Особенно в такие дни радовались дети, получавшие вкусные гостинцы. Позже, работая музыкальным руководителем в детском саду, когда запреты были сняты, я старалась внести в жизнь современных детей эти добрые народные традиции: писала сценарии праздников, разучивала с детьми песни-колядки, заклички, народные игры и затеи.
Возьмите в руки сборник с повестями Гоголя и перечитайте «Ночь перед Рождеством» — получите позитивный заряд энергии и оптимизма на продолжительное время».
Светлана Викарий, писатель
«Объемная книга «Древо человеческое» Патрика Уайта в капитальном черном переплете находится рядом со мной много лет, а если посчитать точно, — сорок. Когда мне становится грустно или наоборот, радостно, или на меня обрушивается вал проблем, от которых болит душа, я открываю эту книгу. На любой странице. Не важно. Любая страница для меня становится дверью в мир, созданный душой, талантом, жизненным опытом, воображением гениального писателя, способного проникнуть в святая святых человеческого духа, объяснить явление человека со всеми его страстями, недостатками, способностями и грехами.
Я помню, как она появилась у меня — я купила ее летним днем в книжном магазине, в который почти ежедневно я совершала набеги с несколькими рублями в запасе, чтобы не пропустить свою, важную книгу. Автора я не знала, но австралийский континент был мне знаком. Книга была дороже трех рублей, но я ее купила, прочтя первые строки романа, который назывался «Древо человеческое». Магия слов очаровала меня с первых строк, очарование было столь глубоким, что я уже не могла оторваться. Я едва не побежала в ближайший сквер, села на скамью, чтобы скорее окунуться в действительность или миф, который мне повествовал австралийский писатель Патрик Уайт.
Контрастная пластика письма в романе была родственная искусству черно-белого кинематографа, который был нам тогда весьма близок, и сама интонация повествования, просветленная и одновременно далекая от сентиментальности, покоряла какой-то наивной искренностью, простотой, граничащей с примитивом. И это было восхитительно! Я задохнулась от восторга, читая, как мужчина Стен Паркер взял топор и стал вырубать деревья для своего будущего обетования. С ним была лошадь, впряженная в коляску, и собака. Он рубил и молчал, все слова были словно замурованы в его сильных руках. Но он чувствовал. И писатель рассказывал, рассказывал будто мне лично мне, безвестной девушке, влюбленной в литературу, что чувствовал этот простой человек, мечтавший построить на этом месте среди леса дом и создать семью с обычной полуграмотной девушкой по имени Эми. Я завидовала Эми, я мечтала увидеть этот дом среди леса, я мечтала жить там, готовить на завтрак молочный пудинг, и проснувшись в четыре утра доить коров!
Много позже я узнала, что такое вхождение в жизнь повествования, такое необычайное волнение и есть признак настоящей гениальной литературы, стоящей на фундаменте общечеловеческих ценностей. «Древо человеческое» несомненно эпохально. А его героями писатель избрал обычных людей.
Хроника трудов и дней Паркеров, их взаимного чувства с его приливами и отливами, затуханием, смертью и возрождением, рассказ о том, как на расчищенном участке леса Стэн поднимает большое хозяйство, как вокруг его фермы возникает поселок, получивший название Дьюрилгей, что значит «Плодородный», как растут и уходят в большой мир их дети Рэй и Тельма, как справляются Паркеры со всеми бедами, которые на них обрушиваются, как подступает к ним старость и налаженное хозяйство идет на продажу, потому что не остается сил его вести, – такова событийная канва сюжета, развивающегося в пределах одной, хотя и долгой человеческой жизни- от детских лет Стэна Паркера до его кончины. Стержень этой жизни, он же сюжетообразующий «стержень» произведения и ведущая его тема – труд. Труд одушевляет существование Паркеров. По размеренному ритму отсчитывают они свои дни, его биение ощущается на всем протяжении романа. Труд становится для Паркеров ритуалом, их служением, в котором они обретают свое человеческое достоинство.
Их дети понимают это и испытывают перед родителями чувство неискупимой вины. Оторвавшись от «корней», презрев труд, представители второго поколения Паркеров тем самым отрезают себе пути к спасению и лишаются благодати. Подгоняемый непонятным зудом, бесцельно мотающийся по жизни, Рэй глупо кончает свои дни в кабаке от пули такого же, как он, «лица без определенных занятий». Тельма, пожелавшая легкой жизни, выскочившая замуж за состоятельного адвоката, обречена на бесплодие; она – отсеченная ветвь на «древе человеческом».
В тему труда и человека Уайт органически вплетает тему природных стихий: и потому, что труд в Австралии предполагает противоборство с ними, и потому, что стихии эти наложили отпечаток на австралийский характер. Он пишет о них чувственно, яркими резкими мазками, прибегая к «первобытной» метафоре, очеловечивает их. Лесной пожар у него – всесокрушающее и околдовывающее людей продвижение пламенного ада, который высылает вперед своих лазутчиков: щупальца огня и обожженных тварей. Сезон ливней и наводнение – новый великий потоп, распространившееся вверх (струи дождя) и вширь (затопленные равнины) царство воды, к которому человек приспосабливается настолько успешно, что вот перестало лить – и «без привычного дождевого покрова лица казались нескромно нагими». Как это точно и красиво!
И все же главная функция стихий в прозе Уайта – причастив себе человека, помочь ему глубже познать самого себя и других и в мгновенном откровении выразить и постичь свое кровное единство со всем мирозданием: «Гроза порядком измотала Стэна Паркера, который все еще стоял на веранде, держась за столб. Волосы его прилипли к коже, он обессилел, но был переполнен восторгом от справедливости окружающего мира».
Меня потрясло чувственно-телесное познание мира Уайта– одна из важнейших для писателя сфер человеческого опыта.Уайт с равным мастерством пишет о любви и всей гамме ее воплощений во плоти – от робкого прикосновения до безоглядного обладания и растворения в другом человеке – Уайт пишет так, как в австралийской прозе еще никто не писал, и пишет с особым целомудрием. В иных случаях он, когда находит нужным, позволяет шокировать читателя чрезмерной откровенностью описаний, а скотство всегда показывает таким, каково оно есть. В понимании Уайта, любовь – путь к сближению и помогает человеку раскрыться, тогда как похоть еще больше замыкает его в одиночестве.
Разумеется, фермеру, живущему в глуши и отдающему все силы хозяйству и детям, куда легче и сподручней оперировать орудиями своего труда, чем всеми оттенками и нюансами, всеми выразительными богатствами языка. И когда Уайт пишет о Стэне Паркере: «Рука была ему подвластна, она могла выразить замурованную в нем поэму, для которой не существовало иной возможности вырваться на волю», потому что «нежными словами… он не владел», он пишет не об одном, но о многих Паркерах Австралии.
Основать же род, по твердому убеждению Уайта, можно только на своей земле, оплодотворенной трудом своих рук. Нельзя основать род на пустом месте: Тельма и ее муж лишены потомства. Не основать династии на деньгах: гибнет наследник имени и капиталов мистера Армстронга. Но семя Паркера оказывается достаточно жизнестойким, чтобы, сгинув в детях, возродиться в сыне Рея, внуке Стэна и Эми.
Замкнут круг человеческой жизни. Его границы четко обозначены в романе терочкой для мускатного ореха, которую Эми теряет вскоре после замужества и находит за минуту до смерти Стэна……Меня поразила эта деталь — мускатная терочка, которая появилась в романе всего два раза в начале и в конце. Как мастерки писатель использовал этот мост, перекинув его через годы жизни Паркеров.
Стилистика романа не менее сложна, чем его замысел. Уайту пришлось преодолеть чудовищное сопротивление материала.
«Древо человеческое» остается выдающимся явлением австралийской и мировой литературы XX века. Роман стал для меня своеобразной библией, объясняющей многие стороны жизни и духовности человека. С появления романа прошло полвека лет, а круг его читателей неизменно расширяется. Роман читают на разных уровнях, легко и с напряжением, в чем-то соглашаясь с автором, а в чем-то и возражая ему, и каждый читатель находит в книге что-то «свое».
Прочтите, и позавидуйте самому себе!»
Аксарина Татьяна Кондратьевна, педагог
«Я росла в те времена, когда слово интернационализм было не пустым звуком. Взрослые и в нас, детях, воспитывали эти качества. Дурным тоном считалось неуважительно, с пренебрежением отозваться о людях другой национальности.
Я с благодарностью вспоминаю тот кусочек моего детства, который прошел в маленьком сибирском городке. Наше «дворовое братство» состояло из 10-12 детей уже изрядно поколесивших с родителями-военными по стране. А уж национальности по стране у нас были самые разные, но это никого из нас не волновало. Мы жили весело и интересно, я даже драк не припомню среди мальчишек.
Книги играли в нашей жизни большую роль. У всех дома были библиотеки, у кого поменьше, у кого побольше. Дом без книги – явление редкое. Если в доме появлялась книга из библии отеки или от друзей, тол она бережно оборачивалась бумагой, чтобы нечаянно не запачкать. Самые любимые книги мы несли во двор, чтобы почитать всем вместе в укромном местечке под кленами.. Однажды кто-то из ребят принес почитать «Хижину дяди Тома» американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу. Старшие ребята читали по очереди нам несколько вечеров. Мы, как завороженные слушали эти ужасные сцены из жизни американских негров, их страданиях, унижениях, травле собаками, избиении плетьми…Сколько же слез мы пролили над этой книгой, причем рыдали все: и сам чтец, и мальчишки, и девчонки. Казалось бы, какое дело нам, пионерам и комсомольцам советской страны – детям из благополучных семей, до жизни далеких темнокожих людей? Но каждый из нас все бы отдал, чтобы им помочь, наши сердечки разрывались от жалости к этим людям. Наши слезы, жалость и сочувствие к униженным сыграли большую роль в формировании взглядов и характеров. Мы не выросли черствыми и равнодушными к чужому горю людьми.
Все изменилось с распадом Советского Союза. Вопросы воспитания надолго выпали из нашей жизни. Буквально захлестнул поток вседозволенности, это почему-то стало называться свободой и гласностью. Модным стало порочить свою историю, мы стремительно теряли то хорошее, что было создано нашими отцами и дедами. Мы не дали важных, нужных ориентиров в жизни нашей молодежи. Это стало питательной средой для различных псевдопатриотов и манипуляторов.
И как результат — всплески национализма и фашизма в Прибалтике, на Украине.
Пора нам прекращать самокопание и самобичевание нашей истории. И вместо политического мазохизма вплотную заняться воспитанием разумного, доброго, вечного.
P.S. Любовь к книгам и чтению сыграли решающую роль в моей жизни, повлияли на выбор профессии. Я двадцать пять лет проработала учителем русского языка и литературы».
Горбунова Юлия, педагог
«На протяжении, наверное, года откладывала написание эссе о своей главной книги в жизни, так как не могла выбрать ту самую… И вот наконец на меня снизошло озарение! Как я могла сомневаться!? Ведь эту книгу невозможно закончить читать, потому что время от времени к ней возвращаешься и перечитываешь. На календаре Рождество – открываешь нужную страницу, Пасха – тоже заглядываешь в книгу и так весь год…
Повесть Ивана Шмелева «Лето Господне» написана замечательным, ныне почти забытым русским языком и как бы освящена сиянием православия. Эта книга для меня как солнце — яркая, теплая, светлая, добрая. Она согревает и успокаивает. Жизнь купеческой Москвы 80-х годов 19-го века, воспринимаемая глазами семилетнего ребенка — это годовой цикл, разделенный на промежутки церковными праздниками, постами, именинами, радостями и скорбями. Постигая православную веру, изучая молитвы и обряды, маленький Ваня учится добру и любви к ближним. Перед читателем предстает также удивительный образ Москвы того времени с ее изобильными рынками, хлебосольными жителями, радостью восприятия Рождества, Крещения, Пасхи и других праздников. Открывается памятник Пушкину на Тверской, почти достроен Храм Христа Спасителя и никому даже в бреду не может привидеться, что произойдет через 40 лет… В 1923 году Иван Шмелев навсегда уедет из России. «Лето Господне» будет написано во Франции как литературный памятник ушедшей эпохе.
Сейчас мы пытаемся вернуться к истокам. Тот, кто хочет узнать, как жили наши предки, как нужно соблюдать православные обычаи и традиции, как жить и как умирать, пусть обратится к этой книге.
Всепрощение, смирение и доброта – три кита, на которых основывается эта книга. Что дало мне прочтение этой книги? Гармонию, душевный покой и гордость. Гордость за то, что я русская, за то, что мне дано жить на земле таких великих писателей и обладать хоть малой толикой той прославленной русской души, какой обладают герои в романе Ивана Шмелева».
Елена Яшиницына, руководитель детско-молодежной организации «БАРС», специалист по работе с молодежью Калининградской епархии
«Книга «Поллианна» знаменитой американской писательницы Элинор Портер вот уже много лет действует на меня как лекарство от депрессии. И если на улице пасмурно и даже дождливо, рассказ о маленькой девочке, которая меняет жизнь целого города, неизменно согревает, приносит радость и лучик солнца в мою жизнь. Эта книга учит доброте, пониманию, состраданию. Учит совершать чудеса, которые под силу каждому из нас, ведь жизнь слишком коротка и не стоит растрачивать ее на обиды.
Не смотря, на то, что книга рассчитана на детский возраст, по сути, она глубоко философская, меняющая привычные взгляды на жизнь, на твое отношение к жизни и окружающим тебя людям. Эта замечательная книга учит улыбаться, вопреки всем невзгодам, учит оптимизму, уверенности в будущем.
Героиня книги уверена, что если постараться, то почти во всем можно отыскать что-нибудь радостное и хорошее. Наша жизнь состоит из радостей — они прямо перед нами, и нужно лишь уметь их замечать, нужно радоваться, в любой ситуации нужно находить позитив, ведь мы родились и живем только для радости и счастья! Это не просто лирическая история о девочке, которая умела радоваться и дарить радость окружающим, это практическое руководство о том, как сделать наш мир лучше.
Книга «Поллианна»вполне может стать настольной книгой, которую берешь под настроение, открываешь наугад на любой странице и с головой окунаешься в мир героев и чувств. И смеешься. И плачешь. Книга о том, КАК нужно жить. И ДЛЯ ЧЕГО нужно жить».
Елисеева Алиса Ивановна, педагог, краевед
«Книги навсегда вошли в мою жизнь с тех пор, как я научилась читать, а чтение стало самым любимым предметом в школе. Однажды на день рождения мне подарили книгу «Русские народные сказки». Она была обычного формата, с черно-белыми иллюстрациями. Именно эту книгу долгое время я почему-то любила больше всех.
Любовь сказкам, как к самым интересным книгам, продолжалась до подросткового возраста. В шестом классе я уже перечитала почти все романы А.Дюма и, вдруг, открыла для себя мир фантастики. Теперь любимыми книгами на долгое время стали книги А. Беляева «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль». Я читала запоем каждую свободную минутку. А поздно вечером, когда мама заставляла выключать свет и ложиться спать, я брала фонарик и, укрывшись с головой одеялом, продолжала читать. Иногда чрезмерная любовь к чтению приводила к неприятностям. Книга захватывала настолько, что хотелось как можно быстрее узнать, что будет дальше. Тогда я приносила книгу с собой в школу и украдкой читала на уроках, положив ее на колени. Однажды на уроке математики, мне сделали замечание, попросив убрать книгу, но я продолжала читать. Меня выгнали с урока и вызвали родителей.
В юности интересы к чтению опять поменялись. Возможно, на мой эмоциональный характер повлиял фильм «Овод» в главной роли с Олегом Стриженовым. После прочтения книги Э.Л. Войнич, Овод стал моим любимым героем.
После окончания школы я поступила в университет на историко-филологический факультет. Читать по программе приходилось очень много. И в этот период своеобразным отдыхом от учебной литературы стала книга И. Ильфа и Е. петрова «Золотой теленок». Эта книга всегда снимала напряжение от учебы и давала заряд положительных эмоций. Я могла читать ее с любой страницы и при этом каждый раз от души смеяться.
Когда у меня проявилась своя семья, дети, я открыла для себя книгу книг – Библию. Я приходила с работы, быстро делала домашние дела и садилась за чтение Библии. Интерес был огромный. Я открывала для себя новые истины, поражалась, что в Библии можно найти отвеет на любой вопрос.
В годы, когда стали массово закрывать школы, мне пришлось пойти работать в библиотеку. Я очень благодарна судьбе, что она дала мне возможность побывать в одном из лучших царств. Я открыла для себя новые знания, новые миры. Любая книга была для меня открытием чего-то неизведанного и очень интересного.
Книги А. Овсянова, А. Пржездомского, Ю. Иванова, О. Глушкина, М. Родионовой и других местных авторов привели к увлечению краеведением. Больше двадцати лет я веду кружок «Наш край», на занятиях которого передаю детям все самое интересное из истории родного края. Теперь каждая новинка по краеведению не остается без моего пристального внимания, занимая достойное место на книжной полке. Недавно в Черняховской городской библиотеке прошла презентация книги Игоря Ерофеева «Летопись Черняховского района». Не сомневаюсь, что эта книга на долгое время станет моей настольной книгой. В ней собран уникальный материал из истории Черняховска, огромное количество фактов, фотографий, имен. Автором двухтомника была продела колоссальная, кропотливая работа, которая заняла более тринадцати лет. Каждый читатель может найти в Летописи сведения о дорогих его сердцу людях, местах, событиях».
Оксана Бутенко, специалист по работе с молодежью
«Мои читающие родители своим примером навсегда привили мне любовь к чтению. Сколько себя помню, книги всегда были атрибутом моей жизни. Нет какого-то одного жанра, которому бы я отдавала предпочтение: читаю всё и чаще всего чередую. На смену, держащему в эмоциональном напряжении детективу, приходит фантастика или приключенческая литература. Серьёзная историческая документалистика чередуется с лёгкими для восприятия рассказами и повестями о животных. Получается некий образный многослойный пирог моих впечатлений от погружения в волшебный мир литературы. Не смотря на то, что всегда интересно прочесть что-то новое, существуют несколько моих любимых книг, к которым я возвращаюсь вновь и вновь. Одним из таких любимейших произведений является «Земля Санникова» В. Обручева. Это удивительно правдоподобный, но вместе с тем и фантастический приключенческий роман, который не может оставить равнодушным, ни одного читателя. Это моё лекарство от повседневной рутины и скуки. Стоит только пролистать первые страницы и, вот, мы уже вместе с героями снаряжаемся в сложную, длительную увлекательную экспедицию. Ощущаем прохладу полярных льдов, вдыхаем неизвестные доселе ароматы природы ив всматриваемся в линию горизонта, ища глазами ту самую Землю Санникова. Я бы рекомендовала всем родителям подарить эту книгу своим чадам. Осилив научно-фантастический роман Владимира Обручева, ребенок навсегда войдёт в ряды интересующихся, умных и заядлых читателей».
Татьяна Шруб, фотограф
«Большая жажда знаний ощущалась в юношеском возрасте, когда хотелось многое понять, во многих вещах разобраться. Поэтому очень любила читать и читала очень много книг, причем совершенно разных жанров, зачитывалась фантастикой, читала взахлеб «Человека-невидимку» Герберта Уэллса, братьев Вайнеров, читала страшилки Эдгара По. Позже увлекалась детективами Татьяны Поляковой, Александры Марининой, ну и конечно же с упоением читала романы о любви и классику. Думаю, что все книги несомненно оставили свой след и оказали свое влияние на мой характер, мировоззрение. Но сейчас мне вспоминается история далекой юности, когда мне было не больше 14 лет. Все мы в эти годы грезим о неземной и вечной любви, сравниваем себя с героиней А.Пушкина Татьяной Лариной, решаем для себя, а как бы поступила я, смогла бы открыть свои чувства или нет. И вот в этот период попалась мне в библиотеке книга, новеллы Стефана Цвейга. Особенно я была под впечатлением от новеллы «Письмо незнакомки», в этой новелле безответно любящая женщина смогла признаться в любви только перед свой смертью, она настолько безгранично и трепетно любила, что боялась своим признанием принести своему любимому какие-либо волнения и неудобства. Её чувство было настолько глубоким, всепрощающим, не требующим ничего взамен. Он, объект её неземной любви, читая письмо от незнакомки, толком даже не смог вспомнить её лица. После прочтения этого произведения было столько эмоций, долгих размышлений о действительно настоящей любви, о драматических жизненных ситуациях, о том, как бы поступила я в этой ситуации. Эта книга так прочно засела в моей памяти, что уже гораздо позднее, лет через десять, когда я увидела её в книжном магазине, то воспоминания нахлынули на меня с новой силой и я её купила и перечитала вновь. Конечно она уже не вызвала таких ярких эмоций, как при прочтении впервые, но все же беря её в руки меня охватывают воспоминания о своей далекой юности, когда мой жизненный путь только начинался и я была еще застенчивой и мечтающей о счастье девушкой, может еще и поэтому эта книга мне так дорога. Героиня этой, совсем небольшой новеллы, научила меня ценить все мгновения нашей жизни, какими бы они не были, жить и радоваться каждому дню и стараться дарить радость близким людям, а это немало».
Любовь Москун, медсестра
«Любите книгу – источник знания» — эти слова с детства знакомы тем, кто родился в прошлом веке. Я принадлежу к числу тех, кому довелось прожить значительную часть жизни в прошлом XX веке и для меня книга –мой верный спутник по жизни.
Когда меня спросили, какую книгу я бы выделила среди множества прочитанных, я не смогла сразу с ходу ответить, слишком многие книги мне по особому дороги. С возрастом иначе воспринимаются герои книг, приходит иное осмысление их характеров, поступков.
На память пришли «Приваловские миллионы», «Алые паруса», многочисленные романы французских классиков — книги, которые перечитывала не раз.
А потом я вдруг поняла, что есть одна книга, которая просто потрясла меня. Это «Камо грядеши» Генрика Сенкевича. Сложное и даже несколько тяжелое произведение. Признаюсь, не сразу пришло понимание всей глубины и красоты книги. Не скрою, очень долго читала ее, в день по несколько страниц, а после «переваривала», осмысливала прочитанное. Одно владение автора языком вызывает бурю восторга и эмоций. Самые банальные вещи, самые обыденные мысли Сенкевич превращает в разговор о вечном, о чистоте и правде. Из этой необыкновенной книги я узнала нечто такое, о чем до этого не подозревала, и моя жизнь изменилась, стала чуточку лучше, чуточку светлее. До сих пор удивляюсь, как обычные слова могут влиять на сознание, на восприятие окружающего и прошлого.
Словом, это одна из лучших книг, которую я когда-либо читала, книга, которая меняет тебя, делая человеком сочувствующим, думающим и переживающим.
Возможно, эта книга стала ступенькой к моему творчеству. Я, как наверное, и многие, в юности пыталась писать стихи, для себя, в блокнот. Позже появились первые публикации в газете «Полюс», в журналах, в общих сборниках. Сегодня я состою в литературном объединении «Рассвет», готов к изданию мой первый поэтический сборник «Я уйду в рассвет».
Но для меня навсегда останется загадкой, как писатели умеют изложить происходящее обычными словами, но так, что вызывают волнение, бурю эмоций и чувств. Что тут скажешь?
«Любите книгу — источник знаний!»
Ирина Дробаха, музыкальный работник
«Непросто с ходу написать о любимой книге, признаюсь, долго себя уговаривала, прежде чем решилась рассказать об одной из моих любимых книг, которую я не раз с интересом перечитывала и переосмысливала, каждый раз находя для себя что-то новое, волнующее и прекрасное. Это книга — «Лезвие бритвы» И. Ефремова.
В канву этого приключенческого романа умело вплетены детективный сюжет, любовные линии, интриги, шпионские страсти… Красной нитью через всю книгу проходит главная мысль автора — все великое и прекрасное в мире существует на лезвие бритвы, на тончайшей грани между богатством и нищетой, сентиментальностью и зверством, между деспотизмом и анархией.
Мой любимый персонаж — главный герой книги, незаурядная личность доктор Гирин. Его лекция о красоте женщины и связи физиологии с гармонией — это философский трактат, это материал для цитирования. «КРАСОТА — это физическая целесообразность»… Вы когда-нибудь задумывались над этим вопросом? Автор утверждает, что пришло время научно доказать основные закономерности чувства прекрасного… В наши дни Гармония уже проверена математикой… Компьютеры могут написать не только мелодию — так называется техностиль, но и симфонию… Возможно, это будет посредственная симфония, но, сколько посредственности было в искусстве всех времен и народов…
Скажите, а разве не только художникам, но и всем без исключения людям не интересно, почему одну вещь мы считаем прекрасной, а другую — нет? Разве Вам не хочется понять, что такое критерий красоты, хорошего вкуса, на чем основано эстетическое удовольствие?
Гирин и его возлюбленная Сима напоминают мне античных героев. Они сильны духом, физически безупречны, добры, справедливы. Хочется жить в мире, где есть такие люди.
Книга читается на одном дыхании, в ней есть все — напряженность, драйв, приключения, загадки, философия, история, лирика. Представляешь себя героями этого романа, название которого оправдывает себя на все сто.
Существует аудиокнига по мотивам романа. Это аудиоспектакль на несколько голосов с отличным качеством и грамотно подобранным музыкальным оформлением. Все 14 часов слушаются на одном дыхании. Можно наслаждаться игрой актеров и страницами романа.
До этого произведения в какой-то мере надо дорасти. Это будет интересно для девушек, мечтающих иметь модельную внешность, но забывающих наполнить себя глубоким содержанием. А если Вы любите историю и путешествия, то эта книга расскажет Вам о культуре древней Индии, храмовых танцах и индийской йоге, о возможностях человека, которые не изучены до сих пор. Вы узнаете, как жили, творили, как создавали красоту люди в древние времена, как они ее созерцали. Красочно описаны индийские храмы, гималайские горы и необыкновенная природа.
Невозможно не полюбить эту книгу, прочтя ее единожды, книгу о поиске любви, красоты, справедливости, что в конечном итоге приводит к пониманию духовного могущества человека, торжеству разума. Ее можно раскрыть на любой странице и читать, читать, читать…»
Субботина Валентина Борисовна, работник культуры
«Главная книга – для меня та, к которой хочется возвращаться, перечитывая вновь и вновь, которая придает силы в трудные минуты, которую каждый раз открываешь для себя заново. Для меня такой книгой стал роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Перечитываю и не перестаю удивляться – все ново и современно. А как современен главный герой Остап Бендер, почти герой нашего времени, которого нам так не хватает. Покоряет его благородство, веселый нрав, ум, жизнелюбие, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам. Глобальный образ эпохи, фонтаны юмора и сарказма, вечный поиск клада – как это близко теперешнему обывателю, в поиске обогащения готовому на все: обмануть, предать, продать. Как близки нам члены Союза «меча и орла», как они множатся, пыжатся, выходя на выборы, окружая себя ореолом добра, справедливости, богатства, не желая и не умея сделать что-то для людей. А как хороша и напоминает многих госпожа Грицацуева – полный восторг! Чем чаще возвращаешься к книге, тем живей она отражает нашу жизнь сегодня. Эллочка Людоедка – героиня наших дней, ее словарный запас, манеры во многом списаны с сегодняшней молодежи.
Гуляя по нашему городу, невольно обращаешь внимание на многочисленные рекламные вывески, складывается ощущение, что мы рождаемся, стрижемся и долго долго болеем, пока не обойдем все аптеки, а затем попадаем в агентства, которыми славился город N у авторов любимой книги. А наше вечное бездорожье, разгильдяйство, стяжательство – нам так дороги, что видимо мы их никогда не изживем.
Остроумие жизни, юмор, гримасы самоуверенной глупости, провалы патентованной мудрости, дороги мне как читателю. «Двенадцать стульев» — глобальный образ эпохи. С 1949 по 1956гг. книга была запрещена к печати, т.к. персонажи видимо были очень узнаваемы. Авантюрный роман, но как он жив, современен и свеж. Память о нем не меркнет и любовь к нему не слабеет. Хорош он еще и тем, что перечитать его хочется и когда тебе плохо, и когда хорошо!»
Лидия Полякова, студентка Педагогического института
«С каждым годом, прочитанных мною книг становится больше, очень многие из них остаются в моём сердце. Очень люблю творчество Александра Ивановича Куприна, наверное, самые запоминающиеся, близкие для меня повести — «Впотьмах» и «Олеся». Я перечитывала их неоднократно, и каждый раз моя душа трепетала вместе с героями.
Но самое сильное впечатление на меня произвела книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке. Очень сильное эмоциональное состояние и гордость за нашего соотечественника сыграли свою роль в моей жизни, помогли поверить в себя, не упасть духом в трудные минуты моей жизни. Повесть вдохновила меня, родились строки, посвящённое Дню Великой Победы:
У окна в палате — всё на небо:
«Что без ног… Без крыльев я теперь…»
«Будешь ты летать!» — раздалось где-то
Сверху будто, — «Слышишь, только верь!»
И поверил парень в свои силы.
На протезах ловко так шагал,
Перед медкомиссией вприсядку
Барыню уверенно сплясал.
Ничего, что люди говорили –
«Ты не сможешь. Кончен твой полёт!»
«Небо позабудь!» — ему твердили,…
К цели шёл уверенно пилот!
В небе снова истребитель кружит –
В бой спешит Маресьев Алексей.
Шлёт привет для тех, кто нынче тужит:
«Сможешь всё, браток! Борись и верь!»
Екатерина Ищенко, главный редактор журнала «Вдохновение»
«Когда меня спрашивают о главной книге в моей жизни или о любимой книге, я не могу найти ответа. Поскольку в разные периоды жизни любимыми были разные книги, а главная книга, возможно, ещё ждёт, пока я её найду и прочитаю.
Но есть книга, которую я помню с детства. Это книга Елены Ильиной «Четвёртая высота». Она была написана на основе реальных событий жизни советской киноактрисы Гули (Марионеллы) Королёвой, ушедшей на фронт и погибшей под Сталинградом.
Эту книгу я перечитывала много раз, и не только сама, но и вместе с друзьями. Во время летних каникул, сделав заданные родителями дела по дому, нагулявшись и накупавшись, мы собирались у кого-нибудь во дворе и играли или читали вслух, поскольку телевизоров тогда ещё ни у кого в нашем посёлке не было. И именно с этой книги начались наши совместные чтения. И мы тогда хотели в «Артек», хотели приключений, мечтали совершить подвиг…
История обычной, но целеустремленной девушки, которая за свою короткую жизнь успела сделать многое – сняться в нескольких фильмах, доказать себе и другим, на что она способна, стать примером отваги и мужества и взять последнюю высоту, ведущую в бессмертие, стала примером для всех читателей книги Елены Ильиной. Книги, которая впервые вышла в свет в 1946 году и с тех пор переиздаётся едва ли не ежегодно, и которую будет читать, надеюсь, ещё не одно поколение».
Елена Евмененко, педагог
«Могу с уверенностью сказать, что книга — мой лучший друг, наставник и учитель. С тех пор, как я научилась читать, я подружилась с ней. И точно знаю, что, общаясь со своим другом, с годами становлюсь мудрее, добрее и терпимее.
Трудно назвать одну-единственную книгу, которая является главной в моей жизни. Ведь каждое прочитанное произведение привносит что-то свое, учит жизненным правилам, заставляет задуматься. Любимых книг у меня много. В настоящее время читаю в основном отечественную классику, она не тленна. Хотелось бы выделить таких авторов , как Чехов А.П., Пушкин А.С., Достоевский Ф. М., Тургенев И.С.
Но никогда не забуду, то сильное впечатление, которое на меня, тогда ещё юную девушку-студентку, много лет назад, произвело прочтение «Американской трагедии» Теодора Драйзера. Книга породила во мне бурю эмоций и переживаний, дало пищу для размышления. Писатель искусно изобразил трагическую судьбу молодого человека Клайда Грифитса, который из-за желания богатства и амбиций пошел на преступление, это роман о трагедии человека и общества, которое его окружает. Писатель показывает как меняется человек, стремясь добиться «легких денег» любыми средствами. Произведение наполнено глубоким философским смыслом, автор пытается найти ответ на многие вопросы морали, которые волнуют человечество на протяжении многих столетий.
Эта книга, написанная Теодором Драйзером около 100 лет назад, актуальна и в наше время, особенно, рекомендовала бы к прочтению подрастающему поколению. Данный роман, пожалуй, является тем самым произведением, которое можно перечитывать множество раз, все глубже погружаясь в мир, созданный автором».
Валерий Павлович и Ольга Дмитриевна Диваковы, лауреаты звания «Читающая семья года — 2017»
«Очень трудно выделить самую главную книгу в своей жизни. Я прочел тысячи книг за свои 77 лет, и практически все из них были главными. Но была одна книга, которая дала мне стимул для регулярного чтения, привила любовь к чтению. Это произошло в четвертом или пятом классе, ее название я запомнил навсегда. Книга называлась «Хочу все знать», автор – Борис Житков, детский писатель. Он простым, доходчивым языком рассказал о мире, в котором мы живем о природе, о звездах на небе, о животных, растениях, человеке.
Автор беседовал с читателем, как старший друг, тепло, ненавязчиво, без поучений. Чувствовалось, что он любит детей, это заметил не только я, но и другие дети из нашего класса, поэтому в библиотеке была большая очередь желающих прочесть эту книгу».
В.П. Диваков
«Все начинается с детства. Моя родина – Онега, Архангельская земля. Наша гордость и слава М.В. Ломоносов, который родился в этих местах. Здесь многое связано с его именем, все, что вызывало интерес к необыкновенной северной природе, тайне бытия, мира, человека.
Открылась бездна
Звезд полна;
Звездам числа нет,
Бездна дна…
Издание «Михайло Ломоносов» из серии «Открытия и судьбы» стало моей настольной книгой. Здесь жизнеописание, избранные труды, воспоминания современников, суждения потомков, стихи и проза о нем.
М. Ломоносов не растратил свой талант по пустякам, оставив неизгладимый след в науке, став первым русским ученым-естествоиспытателем мирового значения. Он заложил основы современного русского литературного языка, став талантливым поэтом. Но и это далеко не все грани его таланта – Михаил Ломоносов проявил себя как художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки.
Он и сегодня продолжает жить в своих творениях.
Удивительно современно звучат в наши дни его строки, обращенные к будущим поколениям:
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет,
Трудами веки удивите…
Или такие строки:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
О.Д. Дивакова