Год 350-летия со дня рождения Петра I начался в Центральной городской библиотеке имени Анатолия Лунина с книжной выставки «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник. Образ Петра I в литературе и искусстве». Эпиграфом для нее послужили строки из стихотворения «Стансы» А.С. Пушкина, посвященные великому реформатору:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Среди книг выставки:
Эпохальный исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый», посвященный величайшему из российских монархов. Безукоризненно написанная, уникальная по стилю и масштабу событий эпопея, в которой буквально оживает один из самых ярких и сложных периодов истории нашей Родины.
Роман Ю. Германа «Россия молодая» посвящен преобразованиям российского государства на рубеже XVII-XVIII веков в эпоху Петра Первого, освобождению русских земель по берегам Балтийского моря, обороне и укреплению северного порта Архангельска.
Романы М. Семевского «Царица Катерина Алексеевна. Анна и Виллим Монс» повествует о семейной трагедии Петра I.
Роман В. Дружинина «Град Петра» — о том, как рождался и жил юный Петербург, об основании и первых его строителях.
Повесть Ю.Тынянова «Восковая персона» рассказывает о последних днях и смерти первого российского императора и о снятии его посмертной маски «восковой персоны».
Интересно, что светская живопись начала развиваться в России именно при Петре I, и на смену старинным парсунам пришли картины в европейском стиле. Среди прижизненных изображений российского императора выделяется портрет кисти придворного художника Ивана Никитина. Он настолько нравился Петру, что император распорядился, чтобы художник сделал его копии и для царского окружения. Именно этот художник впоследствии создал и посмертную маску первого российского императора.
Кроме парадных портретов, художники создали множество изображений Петра I, описывающих какие-либо знаменательные события из его жизни. На выставке-просмотре представлена картина В. Серова «Петр I», изображающая императора на строительстве Санкт-Петербурга. По зыбкой, нетвердой насыпи широко, уверенно и твердо шагает великий реформатор. Его целеустремленность, напор, энергия привели в оживленное движение вековые традиции, укоренившиеся порядки, устоявшуюся жизнь многомиллионной страны.
На полотне Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» представлена психологическая трактовка исторической драмы. Полный внутренней мощи облик Петра противопоставлен бессилию царевича, фигура которого будто сливается с интерьером.
Своеобразную пару образуют поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» и знаменитая скульптура Э. Фальконе «Памятник Петру I». «Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал Пушкин, хотя на самом деле она выполнена из бронзы. Но это выражение стало настолько популярным, что теперь является практически официальным, а сам памятник Петру I считается одним из символов Санкт-Петербурга.
Добавить комментарий