23 мая  библиотека принимала в гостях  участников, финалистов  IV международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман»,  литературную элиту, людей творческих,  мыслящих, неравнодушных к истории и культуре.

Публицисты, прозаики, поэты практически из всех регионов России, а также из Германии, Украины, Белоруссии, Израиля, Канады, Казахстана, Болгарии, США, Эстонии первыми увидели серию графических  работ талантливого художника Людмилы Мишиной «Мифы и реальность Э.Т.А. Гофмана» по мотивам романа «Житейские воззрения кота Мура».

Особую атмосферу дополнила музыка композитора эпохи Гофмана Александра Даргомыжского,  созвучная творчеству знаменитого писателя, в исполнении талантливого музыканта Валерия Осадчего.

Автор этой выставки  родилась и выросла в Черняховске, окончила художественную школу, была в числе ее первых выпускников, поступила в Серовское училище живописи, успешно окончила его и продолжила образование в Петербургской академии художеств на факультете «Теория искусства». Получила предложение возглавить музей И.Репина «Пенаты», где проработала 14 лет, много писала, выставлялась, став членом Союза художников России. Выставки художника  с успехом прошли в крупных городах России, Финляндии, Германии, Америки.

1998 год стал поворотным в судьбе Людмилы Александровны, она получила приглашение русского культурного центра американского штата Нью-Джерси открыть выставку картин в Америке и с тех пор 20 лет живет там. Но каждый год неизменно возвращается в родной город, который по ее собственному признанию притягивает ее, как чудодейственный родник, дарит силы и вдохновение.

«Так сложилось, что я давно и далеко живу от своего любимого Черняховска, в котором прошло мое детство, — поделилась Л. Мишина, —
В моей русской душе, в моем подсознании навсегда отпечатался след немецкой земли и ее культуры: архитектура, музыка, поэзия органично вошли в мое сердце. Жизнь любого цивилизованного человека, а тем более художника невозможна без литературной среды.

Однажды, открыв книги великого фантазера Эрнста Теодора Амадея Гофмана я навсегда оказалась под властью его таланта и навсегда поверила писателю. Мне так близки и понятны его душевные терзания, одиночество, раздвоенность натуры от несоответствия и полной дисгармонии жизни земной с жизнью душевной.

Я беру карандаш, ухожу в сказочный мир моего любимого писателя  и, вслед за мастером начинаю фантазировать, чувствуя, что какая-то неведомая мне энергия наполняет меня, возникает необъяснимая способность легко вести линию, взять нужный цвет, увидеть всю композицию в целом. Ведь для меня сам процесс рисования это способ быть счастливой» — написала Л.Мишина.

Автор выставки поприветствовала собравшихся  видеооткрыткой из Америки.

Сотрудник библиотеки Л. Недзельницкая рассказала гостям выставки, о том, как появилась идея  создания серии работ.  Перечитывая в очередной раз увлекательный роман Гофмана о жутко любознательном, эрудированном коте,  которого привлекают наука и литература, который выучился читать,  писать, автору захотелось написать серию графических работ на тему известной книги Гофмана. Необходимо было найти образ кота, прототип. Начались долгие, мучительные поиски в Черняховске и в США. Сестра художника Валентина Позднякова бродила по городу и фотографировала многочисленных котов, отправляя фотографии художнику. Увидев оду из них, Людмила воскликнула: «Это Мурр!».  Так черняховский уличный кот Барсик, который обитает возле ветеринарной лечебницы, стал знаменитостью. Он покорил художника своим философским взглядом на жизнь.

Участникам международного фестиваля «Русский Гофман была предложена небольшая презентация эскизов, набросков, которые дают возможность проследить путь зарождения графических работ художника.

Первая часть серии графических работ автора была представлена  в год 240-летия со дня рождения Гофмана. Впервые была показана в Калининградском историко-художественном музее. К этой же дате был приурочен и масштабный литературный форум – I Международный литературный фестиваль-конкурс «Русский Гофман». В начале этого года появилось продолжение этой серии. Первыми зрителями стали участники и финалисты уже IV фестиваля-конкурса.

На работах автора оживает исторический облик городов Восточной Пруссии: Кенигсберга, Инстербурга. На одной из работ  новой серии происходит встреча знаменитых жителей Кенигсберга философа Канта и писателя Гофмана. Кант преподавал в местном университете и любил гулять по узким улочкам центральной части Кенигсберга, которых сегодня уже нет. Гофман  изучал юриспруденцию в Кёнигсбергском университете, где слушал лекции знаменитого профессора Альбертины Иммануила Канта. Вполне возможно, что они действительно могли встретиться, а может быть это всего лишь фантазии художника.

Любопытно, что высокообразованный гофмановский Мурр имел своего реального прототипа — кота, которого подарили Гофману.

Первая часть книги  «Житейские воззрения кота Мурра» имела такой шумный успех, что Гофман написал вторую часть и собирался писать третью, когда  неожиданно случилось непоправимое — кот внезапно скончался.

Смерть Мурра писатель переживал очень мучительно, она казалась ему предзнаменованием собственной близкой кончины. Даже небывалый успех «Житейских воззрений» не радовал его. И, действительно, Гофман не на много пережил своего любимого кота – в следующем году фантаст и сказочник скончался.

Побывавшие на открытии выставки, были в восторге от графики Л.Мишиной, в которой она очень точно и выразительно передает мысли, чувства, движение и эмоции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *